Раздел образовательной программы «Ремесло» (для обучающихся, воспитанников с Тяжёлыми нарушениями в развитии) Авторы-составители: Минеева Н.А., Дымова Л.И.
Нормативно – правовая база Конституция РФ Федеральный закон «Об образовании» (ред. от г.) Федеральный закон «о государственной социальной помощи» (от г.) Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» Федеральный регистр Минздравсоцразвития РФ (от г.)
10 А и 10 Б классы
Сборники программно – методических материалов Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. Москва, 1994 год. Новая модель обучения в специальных коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида. А.М. Щербаков, Москва год. Программа «Человек и общество» по социальной адаптации детей с глубоким нарушением интеллекта Санкт Петербург 1996 год
Цель Социальная адаптация детей инвалидов, подготовка их к выполнению несложных работ в особо созданных условиях, к посильным видам производственного труда
Познакомить обучающихся с трудом работника обеденного зала. Погрузить обучающихся в реальную остановку труда, познакомить с материалами, оборудованием, инструментами, правилами поведения и техники безопасности. Создать условия, позволяющие каждому ученику проявить свои возможности в овладении трудовыми навыками. Учить видеть результаты своего труда в сравнении с результатами своих товарищей, понимать значимость выполняемой работы для обществ. (на элементарном уровне). Задачи
Психолого – педагогическая характеристика класса. Восприятие ВниманиеПамять РечьМышление Эмоционально – волевая сфера.
Ожидаемые результаты Учащиеся должны: Понимать значимость, необходимость для общества вида труда, которым они занимаются. Знать требования, предъявляемые к выполнению любой работы. Знать правила, способы, последовательной выполняемых операций. Уметь самостоятельно выбирать необходимый инвентарь.
Ожидаемые результаты Учащиеся должны: Уметь предложить вовремя свою помощь, оказать ее, уметь принять помощь товарища или взрослого. Уметь оценить результаты труда, определить зависимость результата от прилагаемых усилий к выполнению Иметь простейшие навыки взаимоконтроля, видеть ошибки, недостатки выполненной работы.
Принципы обучения Воспитывающий характер обучения Принцип практической направленности обучения Принцип расширения социальных связей Принцип доступности обучения Принцип индивидуального подхода Принцип наглядности практической деятельности Принцип целостности
Методы и приемы Главный метод - Совместная деятельность: показываю, говорю, делаю. (наглядно – словесно – практический) Приемы: 1. Дидактические игры 2. Экскурсии 3. Сюжетно – ролевые игры 4. Беседы 5. Художественная литература 6. Игровые учебные ситуации 7. Тренировочные упражнения 8. Использование технологических карт 9. Составление вербального алгоритма 10. Вопрос – альтернатива 11. Вопрос – подсказка 12.Вопрос, содержащий ответ 13. Обучающая помощь
Система знаний, умений и навыков Программа дает знания профильного характера В ходе продуктивной практической деятельности у детей корригируется речь, недостатки мышления, формируются положительные личностные качества, вырабатывается привычка трудиться что очень важно для социальной адаптации.
Мониторинг состояния навыков и умений в трудовой деятельности по работе в обеденном зале 1 год обучения Работа по уборке обеденного зала (уборка столов после еды) Уборка обеденного зала (подметание, вытирание пыли) Работа по сервировке столов в обеденном зале 5 – самостоятельно 4 – по словесному алгоритму 3 – по показу(с помощью) 2 – не удерживает информация, переходит на другой вид деятельности 1 – не доводит н частое дело до конца 0 – не работает (навык отсутствует)
Мониторинг состояния навыков и умений в трудовой деятельности по работе в обеденном зале 3 – й год обучения Работа по уборке обеденного зала (уборка столов после еды) Уборка обеденного зала (подметание, вытирание пыли) Работа по сервировке столов в обеденном зале 5 – самостоятельно 4 – по словесному алгоритму 3 – по показу(с помощью) 2 – не удерживает информация, переходит на другой вид деятельности 1 – не доводит н частое дело до конца 0 – не работает (навык отсутствует)
Вся работа с детьми с глубоким нарушением интеллекта по данной программе строилась на ситуации успеха, поощрения, поддержки. Создавалась атмосфера сотрудничества, заботы, любви. Только при наличии таких условий и отношений возможен успех.
Спасибо за внимание!