Тема 6 1
Основные проблемы развития лесного хозяйства Беларуси Институциональные Экологические Социальные Экономические 2
Институциональные проблемы Организационная система управления Целостность и организационная неделимость отрасли. «Актуальность приватизации» Трансформация отрасли из сырьевой в инфраструктурную Новая система экономических отношений Культура ведения лесного хозяйства. Национальные традиции и символы 3
Экологические проблемы Международные экологические стандарты и имидж государства Повышение продуктивности и устойчивости лесов Лес как экологическая инфраструктура страны (средообразующие функции) 4
Социальные проблемы Уровень благосостояния работников лесного хозяйства Социальные стандарты Лес как социальная инфраструктура (для воспроизводства сельского населения) 5
Экономические проблемы Рост доходов лесопользования Развитие лесного бизнеса (предпринимательства) Лес как производственная инфраструктура (для развития туризма) 6
Институциональные особенности лесного хозяйства 1. Исключительная собственность государства на леса 2. Многообразие «невесомых» полезностей леса – положительных внешних эффектов, не опосредованных рынком 3. Интернализация и трансакция внешних эффектов В отрасли занято всего 30 тыс. человек ( 0,6 % занятых в экономике), но она обладает 50 % экологического капитала страны и 20% природного капитала. Именно поэтому в стране имеется важный государственный институт – Министерство лесного хозяйства, которое надо институционально укреплять, а не расшатывать, в том числе и некоторыми скороспелыми рекомендациями рыночного типа. Безусловно, надо развивать лесной бизнес, но не в ущерб институциональному лесному хозяйству, а на его основе. Леса – это важная составляющая национального богатства страны, но не национального продукта. 7
Лесная политика: определение Лесная политика – это выбор идеологии, стратегии и основополагающих принципов развития лесного хозяйства, материализованных соответствующей системой мероприятий, ценностей, и мотиваций. 8
Лесная политика: общее содержание Лесная политика по своему содержанию есть эколого-экономическая политика, формирующая систему устойчивого природопользования на основе институционального механизма трансформации экономических интересов субъектов хозяйствования в эколого- экономические интересы общества. Структурными элементами лесной политики являются миссия лесного хозяйства, его стратегические цели и задачи 9
Миссия лесного хозяйства Миссия лесного хозяйства – устойчивое воспроизводство лесных ресурсов в системе удовлетворения разнообразных потребностей настоящего и будущих поколений, формирование имиджа республики Беларусь как страны высокой экологической и национальной культуры, повышение социальной ответственности лесного хозяйства за красоту белорусской земли и обеспечение социально-экономической инфраструктурой развитие сельской местности. 10
Стратегическая цель развития лесного хозяйства Стратегическая цель развития лесного хозяйства – формирование высокопродуктивных и устойчивых лесов, многоцелевой и комплексной системы хозяйствования на основе роста общей и профессиональной культуры работников лесного хозяйства, повышения его экономической самостоятельности и доходности в условиях перехода национальной экономики к ценностям постиндустриального общества и опережающего инновационного развития сферы услуг. 11
Стратегические задачи лесной политики 1. Структурные преобразования лесного хозяйства и связанная с ними реорганизация финансовых потоков, обеспечивающих функционирование системы управления лесами и хозяйственную деятельность в лесу 2. Инновационный путь развития лесного хозяйства, основанный на формировании системы устойчивого лесопользования, диверсификации хозяйственной деятельности в лесу и расширении инфраструктурных услуг лесного хозяйства как социального и экологического продукта национальной экономики 12
Определяющий принцип структуризации системы управления лесным хозяйством Нет ничего практичнее хорошей теории. Наука – это правильное расставленные акценты в исследовании проблемы. Определяющий акцент рассматриваемой проблемы: первенство (превосходство) института государственной собственности на леса над институтом коммерциализации и рыночных интересов субъектов хозяйствования в лесу. Право государственной собственности на леса выше права хозяйствования в лесу. 13
Динамика основных показателей лесного фонда Беларуси 14
Действующая структура управления лесным хозяйством Лесохозяйственная деятельность Функции государственного контроля Проведение лесохозяйственных мероприятий Поступления от реализации древесины на корню, в заготовленном виде от рубок промежуточного пользования, охотничьего хозяйства, семян и посадочного материала Выделение средств из республиканского бюджет (по смете). Реализует для промышленной деятельности древесину на корню, от рубок пром пользования Промышленная деятельность Выручка от реализации древесины с РГП, приобретенной и вывезенной у лесохозяйственной деятельности, продукции первичного лесопиления, побочного пользования, местных видов топлива Оказывает услуги бензопил и автотракторной техники по себестоимости машино-смен + 1. Гарантированное выделение бюджетных средств 2. Возможность гибкого перераспределения средств между видами деятельности 3. Комплексное использование ресурсов в рамках территории лесхоза в рамках одной организации - 1. Ни в бюджетном, ни налоговом кодексах не прописана такая форма существования организации 2. Полная зависимость от статьи, ежегодно прописываемой в законе о бюджете 3. Возможен вариант перечислений Минфином собственных средств в бюджет и расходование по смете и придание статуса бюджетной организации 4. Сложности применения законодательства для разных видов деятельности, а не для одного предприятия Государственное лесохозяйственное учреждение* *Разработка Министерства лесного хозяйства РБ 15
Предлагаемая реорганизация действующей структуры Унитарное предприятие* Вопрос остался открытым, его могут закрыть неквалифицированно *Разработка Министерства лесного хозяйства РБ 16
Институциональная структуризация системы управления лесным хозяйством 17
Система лесоуправления Право государственной собственности на леса выражает система лесоуправления, низовым звеном которой является лесничество. Лесничество выходит из состава и административного влияния лесхоза как юридического лица и входит в состав другого юридического лица – государственного лесохозяйственного объединения, созданного на базе ПЛХО 18
Основной субъект хозяйствования в лесу - лесхоз В условиях многоотраслевой системы лесного хозяйства и учитывая возрастающую эстетическую роль лесов и всей ландшафтной архитектуры в жизни белорусского общества наиболее приемлемой организационно-правовой формой хозяйствования в лесном хозяйстве должно стать государственное унитарное предприятие (лесхоз), функционирование которого основано на коммерческом интересе и контрактных отношениях с государственным учреждением лесного хозяйства – региональными системами лесничеств. 19
Предлагаемая организационная структура управления лесным хозяйством Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь Региональная система лесничеств (Областное управление лесами – Государственное лесохозяйственное учреждение) Лесничество Лесничество Лесхоз – унитарное предприятие (лесохозяйственные работы, лесозаготовки, деревообработка, охотничье хозяйство, туризм) Специализированные лесозаготовительной- перерабатывающие комбинаты, иностранные инвесторы и др. 20
Финансовые потоки Одни финансовые потоки выражают интересы Института государственной собственности на леса (в лице лесничеств) в виде формирования рентного лесного дохода и бюджетного финансирования. Другие финансовые потоки связаны с коммерческой деятельностью лесхоза как унитарным государственным предприятием, имеющим своей целью получение прибыли и дохода. Материальная основа финансовых потоков лесничеств – расчетная лесосека и уровень ее безубыточности. Материальная основа финансовых потоков лесхозов – реализуемая на рынке продукция и различные виды услуг 21
Целостность отрасли Сохранение и приумножение лесной собственности неотделимы от системы лесохозяйственных мероприятий, включая рубки ухода и рубки главного пользования, которые в коммерческих условиях материализуют функцию воспроизводства государственной лесной собственности. Примат лесоводства над всеми иными видами коммерческой деятельности. Организационная целостность отрасли – определяющий принцип лесного менеджмента. Сила отрасли в ее комплексности 22
Не менее насущная проблема институционального порядка – проблема развития лесного хозяйства как отрасли национальной экономики, обладающей значительными положительными внешними эффектами, которые не опосредуются рынком, но играют исключительную (возрастающую во времени)инфраструктурную роль в развитии общества. 23
Внешние эффекты лесного хозяйства – это полезности леса, обусловленные потребностью общества, которые трансформируют отрасль из сырьевой в инфраструктурную: Лес как экологическая инфраструктура; Лес как социальная инфраструктура; Лес как производственная инфраструктура. 24