Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр Киренского района «Гармония»
Цель: Знакомство обучающихся с деятельностью одного из главных творцов сценического чуда – Сергея Образцова Задачи: Познакомить детей с историей создания театра кукол Сергея Образцова. Дать характеристику творческой деятельности одного из главных мастеров кукольного театра России. Продолжать знакомить детей с театральной терминологией и видами театрального искусства. Учить анализу художественного решения спектакля: определять вид кукол, костюмы, декорации. Закрепить знания основного принципа соотношения декораций и куклы: «тёмное» на «светлом» - «светлое» на «тёмном»
ТЕАТР КУКОЛ - вид театрального зрелища, в котором действуют куклы, управляемые актерами-кукловодами, обычно скрытыми от зрителя ширмой. В Европе он появился в эпоху античности. В Древней Греции и Риме игрались домашние спектакли. С того времени театр, конечно, изменился, но осталось главное в таких представлениях участвуют только куклы. Впрочем, в последние годы куклы часто «делят» сцену с актёрами. У каждого народа свои кукольные герои, в чём-то похожие, а чем-то разные. Но всех их объединяет одно: на сцене они шутят, озорничают, высмеивают недостатки людей. Куклы отличаются друг от друга, и по «внешности», и по устройству. Наиболее распространены куклы, управляемые при помощи ниток, перчаточные и тростевые куклы.
Представления кукольного театра требуют специального оборудования и особой сцены. На первых порах это был просто ящик с проделанными снизу (или сверху) отверстиями. В Средние века спектакли устраивались на площади тогда между двух столбов натягивалась занавеска, за которой прятались кукловоды. В XIX в. представления стали играть в специально выстроенных помещениях. Особая форма кукольного театра театр марионеток, деревянных кукол. Для кукольного театра сочинялись специальные сценарии. В русском театре кукол прославился театр Петрушки. Один из ведущих кукольных театров - Центральный театр кукол имени С. В. Образцова (Москва).
Театр был организован в Москве в 1931 году при Центральном доме художественного воспитания детей. Со дня его организации и до смерти своей театр возглавлял известный театральный деятель, актер и режиссер Сергей Владимирович Образцов. Сергей Владимирович Образцов родился в 1901 году. В годах он учился во Вхутемасе на живописном, а затем на графическом факультете. В 1922 году он становится артистом Музыкальной студии МХАТа, а с 1930 года артистом МХАТа Второго. Образцов играл по преимуществу роли острохарактерные. Но уже с 1920 года он начинает увлекаться театральными куклами и выступать с ними. С середины 30-х годов Сергей Образцов приобретает известность как артист эстрады создатель пародийного жанра «романсов с куклами». Образцов блистательно высмеивает мещанскую пошлость, пародирует эстрадных исполнителей и некоторых актеров его номера носили характерные названия «Минуточка», «Хабанера» и др.
Возглавив театр, он придал принципиально новое качество искусству театра кукол. В первом составе труппы было всего лишь 9 человек, главным образом из агиттеатров кукол. Спектакли нового театра начались марионеточным представлением «Цирк на сцене», в котором приняли участие знаменитые народные кукольники И.А. Зайцев и А.Д. Триганова (Петрушка кукла Зайцева до сих пор бережно хранится в музее театра). В 1932 году была показана Театр кукол, как правило, жил на улице, имел традиционный репертуар, не знал никакого литературного разнообразия. Сергей Владимирович Образцов создал совершенно новый тип театра с многообразием жанров, с введением в театр кукол литературной основы (драмы), а его кукольные персонажи стали так же многочисленны, как и человеческие типажи в драматических театрах.
Образцов поставил много великолепных спектаклей. Среди них: «Каштанка» по Чехову, «По щучьему веленью» Тараховской, «Лампа Аладина» Гернет, «Маугли» Гернет, «Мистер Твистер» Маршака, «В гостях у Чуковского» и многие, многие другие. Образцов ставил и спектакли для взрослых: «Ночь перед рождеством» по Гоголю, «Король-олень» Сперанского (по Гоцци), знаменитый «Необыкновенный концерт» того же Сперанского, в котором блестяще высмеивались пошлость и дурной вкус на эстраде и в цирке.
Театральный калейдоскоп У "главного кукольного театра" - Государственного академического центрального театра кукол - самое известное детское представление - о рыбе. Спектакль "По щучьему велению" был создан С. В. Образцовым в 1936 году. За долгие годы, прошедшие с тех пор, спектакль шел свыше 5 тысяч раз. Его видели больше 3 миллионов зрителей - четыре поколения (!). Кроме того, десятки миллионов детей и взрослых видели этот спектакль по телевидению.
"Мы очень любим "Щуку" за точность адреса (спектакль, безусловно, детский), за ясность и лаконичность формы. Сюжет этого спектакля построен на основе русской народной сказки, герой которой - Емеля. Это ему подарила Щука "заветное слово": и все, чего бы он ни захотел, сбывалось. Без лошади ехали сани, без топора рубились дрова, и по первому слову засмеялась царевна Несмеяна и вышла за него замуж". Этот спектакль играется перчаточными куклами. Очень интересна у "Щуки" конструкция ширмы: она впервые сделана круглой.
Досталось трём братьям от отца наследство, да только поделили они его несправедливо: старший захватил мельницу, средний – осла, а младшего прогнали прочь и вдогонку кинули - кота. Да вот только кот оказался не простой, а сказочный… Так начинается невероятная история – о том, как полезно любить животных и как, собственно, бывают наивны страшные людоеды Премьера состоялась – 31 декабря 1966 года
Режиссер Алексей Смирнов, художник Екатерина Петухова, композитор Николай Морозов посвятили спектакль Золушка мальчикам и девочкам, которые умеют мечтать и любят театральную игру. И вот огромная оранжевая тыква оборачивается золотой каретой, две маленькие мышки предстают парой белогривых скакунов. Затрепанное платье превращается в великолепный бальный наряд… И замарашка Золушка как настоящая принцесса отправляется на королевский бал… На сцене возникает особенный сказочный мир, подобный музыкальной шкатулке с фигурками, двигающимися под музыку. Хрупкая Золушка и дородная Мачеха с капризными дочками, изящный Принц и добродушный Король, друзья Золушки - рыжая кошка и серенькие мышки. Волшебство и чудеса воплощаются на сцене не только с помощью кукол по мановению волшебной палочки Феи, но и с помощью компьютерных спецэффектов.
Премьера состоялась 18 сентября 2009 года. Продолжительность спектакля 50 минут.
Пьеса классика кукольной драматургии Нины Гернет написана по мотивам арабских сказок «1001 ночи». Это романтическое представление о любви вначале было адресовано взрослым. «Волшебная лампа Аладдина» – один из самых красивых спектаклей Театра Образцова – восточный город с золотыми дворцами, парад грациозных тростевых кукол, волшебство чудесных превращений и сказочная фантастика. Грозный Джинн Кашкаш и величественный повелитель пустыни – лев. Романтическая любовь Аладдина и царевны Будур, ради которой горячий и смелый юноша вступил в борьбу с коварным и алчным визирем и преодолел все преграды. В 2013 году спектаклю исполнится 63 года.
В спектакле «Волшебная лампа Аладина» были впервые применены тростевые куклы.
Тростевая кукла это разновидность так называемой верховой куклы. Свое название она получила от тростей, с помощью которой актер управляет руками куклы. Происхождение тростевой куклы остров Ява. У нас в стране эти куклы впервые были применены в 1918 году кукольниками Ефимовыми в спектакле «Басни Крылова». Туловище тростевой куклы обычно делается из дерева. Руки куклы из дерева и проволоки сгибаются во всех сочленениях и соединяются с плечами ремешками. Трости при этом могут находиться как вне корпуса куклы (открыто или замаскированное), так и внутри нее. Голова тростевой куклы управляется пальцами актера или при помощи специальной трости гапита, которую актер держит в руке. Высота тростевой куклы, как правило, 6080 сантиметров. Эти куклы обладают широким пластическим жестом и применяются в кукольных театрах довольно часто.
С. В. Образцов - создатель жанра документального кино монолога, автор фильмов "Кинокамера обвиняет", "Удивительное рядом", "Невероятная правда", "Кому он нужен, этот Васька". Свое литературно-теоретическое наследие он завещал нам в книгах: "Моя профессия", "Актер с куклой", "Эстафета искусств", "По ступенькам памяти", "Моя кунсткамера" и др. С. В. Образцов - выдающийся общественный деятель, был почетным президентом УНИМА (Международный союз деятелей театра кукол, см. "УНИМА"), педагогом, профессором Российской театральной академии, ученым, членом-корреспондентом Берлинской Академии Искусств. Был награжден многими орденами, медалями и даже стал Кавалером «Ордена Улыбки", которым его наградили дети из Польши.
1.
Какие театральные профессии, связанные с театром кукол мы знаем? (Технический работник сцены, осветитель, звукорежиссёр, гримёр, костюмер) Какие новые термины мы изучили на занятии? (Тростевые куклы) В каких спектаклях наиболее ярко были отражены правила принципа соотношения декораций и куклы: «тёмное» на «светлом» - «светлое» на «тёмном»? («Ночь перед Рождеством», «Золушка», «Волшебная лампа Аладдина») Что понравилось вам и запомнилось больше всего на занятии?
ru.wikipedia.org/wiki/ nnm.ru/.../teatr_kukol_sergeya_obrazcova_-_lyubimye_spektakli_na..- teatr-sfera.ru/teatr/nepovtorimyj-teatr-kukol-sergeya-obrazcova