КОРНИЛОВА Валентина Васильевна, классный руководитель 7 «А»класса.
Проблема :Формирование нравственной самооценки учащихся в процессе воспитания этической культуры. Задачи классного часа : * Содействовать формированию у детей умений анализировать своим поступки, черты характера, прогнозировать последствия своих действий.
Задачи классного часа : Пробуждать к творческой деятельности по созиданию себя, окружающего мира. Содействовать формированию у учащихся способности сравнивать себя с другими людьми, осознавать схожесть и различие. Способствовать развитию индивидуальных творческих способностей.
Методы и формы проведения классных часов :. педагогическая поддержка. Мастерская общения. Литературная гостиная. Практикум самосознания создание ситуации выбора и Диалог, полилог
Принципы работы по данной проблеме : принцип самоактуализации – важно пробудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и приобретенных возможностей; Принцип индивидуальности- ссоздание условий для развития индивидуальных способностей; Принцип субъективности – помочь ребенку стать активным, творческим субъектом жизнедеятельности класса,школы:
Принцип творчества и успеха- обеспечить творчество и успех учащихся в том или ином виде деятельности; Принцип доверия и поддержки – замена излишней требовательности, чрезмерного контроля на доверие и поддержку.
Определение классного часа Можно провести через : а)социальный опрос; б)методику «Незаконченное предложение»; в)методику «Строим дом»: г)методика «Куча мала»
Структура классного часа Вступительная часть -обеспечить учащимся ясное понимание целей. Темы, пробудить желание участвовать в коллективном разговоре, мотив. Основная часть – мини-конкурсы, презентация интересов, упражнения для саморазвития, тренинги, ссоздание ситуации выбора. Заключительная часть – составление плана действий по решению обсуждаемой проблемы или определения задания самому себе.
Содержание классных часов включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности, чтобы он вызывал активное и заинтересованное участие каждого ребенка, актуализировал его жизненный опыт, проявлял и развивал его творческую индивидуальность.
Тематика классных часов : Права и обязанности. Телевизор и компьютер –друзья или враги? Что зависит от моего решения. Помоги себе сам. Друг в моей жизни. Что такое мой характер ? Красные даты нашего календаря. Рыцарский турнир, посвященный Дню защитника.
Тематика классных часов А ну-ка, девочки ! Будьте добрыми и человечными Что такое дружба ? Без сострадания и милосердия невозможно жить в мире.
Классный час на тему : «Что такое дружба ? » Форма проведения – деловая игра. Цель – воспитание добрых качеств детей, умение дружить и бережно относиться друг к другу. Классный руководитель :КОРНИЛОВА В.В.
В результате занятия участники смогут : - сформулировать понятие «дружба», - практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем, - приобретут навыки работы в сотрудничестве, - Поймут, что для решения многих проблем необходимо обратиться за помощью к другу и уметь доверять ему
Необходимые материалы : - скотч и ножницы в каждую группу, - 40 человечков, вырезанных из цветной бумаги, одинакового размера, - цветные карандаши или фломастеры, - белые листы бумаги А-4, - шесть маленьких рисунков солнышка, шесть маленьких рисунков облака, шесть маленьких рисунков цветов, шесть маленьких рисунков сердец и один рисунок грозовой тучи.
Блок – схема занятия 1. Введение в тему с использованием метода «Займи – позицию 9 мин. 2. Объявление темы и ожидаемых результатов занятия. - 1 мин 3. Мозговой штурм «Дружба – это …» - 5 мин. 4. Игровое упражнение «Найди себе подобного». - 5 мин. 5. Интерактивное упражнение «Моделирование дружбы» мин. 6. Подведение итогов занятия. - 5 мин.
Ход занятия. 1. Введение в тему с использованием метода «Займи позицию».(9 мин). С помощью этого метода учащиеся могут высказать свою точку зрения на обсуждаемый вопрос. Для этого в противоположных сторонах класса вывешиваются два плаката. На одном написано - «Дружба в классе не нужна», на другом - «Дружба в классе нужна». Учащимся предлагается определить свою позицию и встать около того плаката, который соответствует их точке зрения на данный вопрос.
Объявление темы и ожидаемых результатов. 3. Мозговой шторм «Дружба – это …». (5 мин). 1. Работа над понятием «дружба». «Дружба – это …». Учащимся предлагается подумать над вопросом, что значит «дружба» и зачем она нужна людям? После небольшого размышления учащиеся высказывают свои мысли, которые записываются на плакате. Учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба». 2. Работа над понятием «зачем дружба нужна людям
4. Игровое упражнение (5 мин.) Для закрепления темы используется игровое упражнение «Найди себе подобного». Шаг 1. Ученики встают в круг. Учитель просит их прикрыть глаза и не разговаривать друг с другом. Учитель прикалывает им на спину маленькие рисунки (солнышко, облако, цветок, сердце и один рисунок грозовой тучи). Шаг 2. Учитель дает задание детям: Найти «себе подобного» и занять свои места за столами. Разговаривать при этом нельзя. Шаг 3. Дети определяют, за какой стол они сядут. Шаг 4. Учитель обращает внимание детей, что один ученик остался и обсуждает с ними вопрос: «Как чувствует себя тот, кто остался один и без друзей». Обсуждение
Какие трудности вы испытывали во время выполнения упражнения ? - Смогли бы вы справиться без помощи и поддержки? - Какой рисунок у вас на спине? 5. Моделирование дружбы в классе. (20 мин). Участникам предлагается смоделировать дружный коллектив класса. Ход выполнения интерактивного упражнения: 1. Каждой группе дается свое собственное задание, и работать они будут в группе различными способами. Критерии оценки: - участники смоделировали дружбу в классе; - участники придерживались правила, работать дружно (за каждое нарушение вычитается 2 балла); - коллектив дружный; - участники использовали всех человечков.
Игровые упражнения 2. Если команда работала шумно, и члены команды постоянно ругались между собой, то это повлечет за собой снятие с команды баллов. 3. Каждой группе раздаются по 10 человечков, вырезанных из цветной бумаги; ножницы; скотч. 4. По истечении времени каждая группа должна: А) изложить логику дружбы в их коллективе; Б) объяснить правила, по которым они работали, а так же поощрить активных и сообразительных детей.
Осмотр проектов Перед обсуждением участники осматривают проекты и голосуют за лучший. Командам задаются следующие вопросы. Понравилось ли вам работать в данной команде? У какой команды сразу не получилось работать дружно? Почему? Какая группа хорошо справилась с задачей? Почему? Какая группа не справилась с заданием? Почему? Какая группа более всех довольна своим созданным коллективом? Можно задать и дополнительные вопросы: В какой группе был лидер? Результат изменится или останется прежним, если поменять лидера? Что важнее, работать вместе и сообща, или врозь?
Подведение итогов занятия (5 мин.) Учитель вместе с детьми подводит итог классного часа: - Что вы сегодня делали на уроке? - Каковы результаты работы? - Как вы чувствовали себя во время работы? - Взаимодействие в группе помогало или мешало вам?
Что нового о дружбе узнали в процессе работы ? Можно ли назвать наш класс дружным ?