Формирование УУД на уроках английского языка в начальных классах общеобразовательных учреждений. Из опыта работы. Учитель английского языка МОУ ВСОШ 2 Исаковская М.В. г. Венев, 2013 г.
Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета. Ушинский К. Д.
Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося
Детям должно быть интересно учиться, важно, чтобы они с большим желанием шли на занятия. Родители должны видеть положительные результаты работы детей. Преподаватель должен получать удовольствие от каждого занятия с детьми.
УУД – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся. Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу и учебные действия.
1) Они являются над предметными, мета предметными, т.е. УУД формируются с помощью разных предметов, не ограничиваются одним учебным предметом. 2) Сформированные у ученика универсальные УД проявляются в виде различных умений, широко применяемых в разных сферах деятельности человека. 3) Обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса. Универсальный характер УД
В состав основных видов УУД входят 4 блока: 1) личностный 2) регулятивный 3) познавательный 4) коммуникативный
Личностные УУД = Личностные УУД = Мотивация – я хочу и буду знать, потому что… Зачем мне надо читать, слушать и понимать, писать, говорить по-английски? О чем я хочу и могу прочитать, рассказать, написать по-английски? ценностно- смысловая, нравственная, социальная ориентация
Формирование регулятивных действий
Умения целеполагания
Познавательные УУД включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Познавательные УУД
Put the pictures in the right variant. a) 3, 4, 2, 1 b) 4, 2, 3, 1 c) 4, 2, 1, 3
Знаково- символические действия: моделирование преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Грамматическое моделирование
Логические универсальные действия: анализ объектов; синтез составление целого из частей; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Познавательные УУД = Какие слова/выражения используют англичане, чтобы… Какую информацию мне надо использовать, чтобы… Что из прочитанного, услышанного я использую для… Какие слова и выражения я использую для… Почему я пишу, говорю это слово, предложение? Что я пытаюсь доказать? работа с информацией
Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление поведением партнёра; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Коммуникативные действия
Использование ИКТ на уроках повышает мотивацию учащихся, обучение становится личностно- ориентированным и деятельностным, развиваются межпредметные и метапредметные связи, информационная культура учащихся. У учащихся развиваются следующие умения: участвовать в проектной деятельности, в организации и проведении учебно- исследовательской работы; извлекать необходимую информацию из иноязычных источников; создавать материал для устных презентаций с использованием мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий.
Развитию и совершенствованию всех видов УУД способствует и работа над творческими проектами. Этот вид деятельности требует от учащихся воображения, фантазии, творческого мышления, самостоятельности. При создании и защите проектов они применяют на практике знания, полученные ранее, вовлекаются в поисково- исследовательскую деятельность (при отборе нужной информации), учатся ставить перед собой цель, планировать свою деятельность и решать поставленную задачу.
Краткое описание задания Какие УУД развиваются Аудирование Послушай сообщение одноклассника о меню ученика школы Гринвуд и отметь в списке продуктов услышанное. Познавательные Логические Регулятивные Монологическая речь Расскажи о своём любимом питомце, не называя его. Коммуникативные Познавательные Логические Регулятивные Диалогическая речь Проведи социологический опрос одноклассников (заполнить опросник) Коммуникативные Познавательные Логические Регулятивные
Чтение Нарисуй инопланетянина по его описанию в тексте. Познавательные Логические Коммуникативные Регулятивные Грамматика По ходу урока заполни таблицу: 1. Что ты знаешь о степенях сравнения прилагательных? 2. Что ты хочешь узнать о степенях сравнения прилагательных? 3. Что ты узнал о степенях сравнения прилагательных? Познавательные Коммуникативные Логические Регулятивные
Лексика Назови, что ты мечтаешь иметь в своей комнате. Коммуникативные Познавательные Логические Регулятивные Письмо Напиши объявление о потерявшейся собаке. Коммуникативные Личностные Регулятивные Познавательные Проект Изготовь поздравительную открытку ко Дню учителя и вручи её к празднику. Личностные Познавательные Коммуникативные Регулятивные
Формирование универсальных учебных действий реализуется в рамках целостного образовательного процесса через: * учебную деятельность * внеурочную деятельность * организацию жизнедеятельности в школе и классе
Все дети могут успешно учиться, если школа умеет учить. Д.Г. Левитас