Активизация творческой деятельности учащихся классов VIII вида на занятиях по трудовому обучению Алексеева Татьяна Евгеньевна Тверская область город Ржев МОУСОШ год
На протяжении двадцати лет работаю с детьми с интеллектуальными нарушениями. Работа с такими детьми имеет свои особенности. Главную роль во всей системе коррекционной работы с глубоко умственно отсталыми детьми играет трудовое обучение.
Для повышения эффективности занятий по трудовому обучению, наряду с основной педагогической деятельностью по проведению уроков необходима организация дополнительного образования в виде факультативов, студий, кружков. Целью дополнительного образования является дальнейшее развитие творческих способностей учащихся.
В мастерскую приходят дети, которые потенциально ко многому способны, но из-за нарушения волевой сферы не могут реализовывать свои возможности. Выстраивая последовательность действий, прежде всего необходимо вызвать у ребёнка интерес, который позволит ему преодолеть барьер эмоционально-волевых трудностей.
В основе творческих способностей человека лежат общие умственные способности, но не обязательно, что высокий уровень развития интеллектуальных способностей предполагает хорошо развитые творческие способности. Развивать творческие способности ребёнка – это значит развивать его воображение.
Обязательные условия проведения занятия, направленного на развитие творческих способностей учащихся, можно сформулировать следующим образом. 1. Положительная поддержка личности каждого ребенка. 2. Обеспечение независимого выбора и принятия решений учащимися для того, чтобы они могли самостоятельно контролировать собственное продвижение. 3. Ошибка ученика должна использоваться как возможность нового, неожиданного взгляда на что-то привычное. 4. Во время занятия исключается всякая критика личности и деятельности детей.
Дети, научившиеся делать своими руками художественные, полезные вещи для других и для себя, став взрослыми, не будут чувствовать себя чужими по отношению к миру и жизни. Совершенно иное отношение к жизни формируется в человеке, постигшем не только умом, но и руками своими, что предметы, окружающие его в жизни - творение рук человеческих.
Необходимо помнить, что «Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействии», поэтому: - Изготовленные руками учащихся на внеклассных занятиях изделия выставляются на ежегодных городских выставках творчества учащихся школ города, где отмечаются самым высоким образом. - Работы учащихся задействованы в ежегодных проектах «Ржевский сувенир», «Чудо Рождества», «Пасхальный», «Память сердца», и т.д. Дети выполняют поделки в различных техниках.
Узелковая гладь. Рисунок получается в результате выполнения большого количества узелков.
Свободная гладь. Вышивка выполняется прямыми или косыми стежками, заполняющими узор.
Модульное оригами. Изделие складывается из множества одинаковых модулей.
Бумажная мозаика. Позволяет собирать изделия из множества одинаковых элементов.
Вышивка крестом.
Аппликация на ткани.
Вязание крючком.
Квиллинг. Изготовление плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
Изонить. Получение изображения нитками на картоне или другом твёрдом основании.
В результате знания, умения и навыки, получаемые учащимися во время урочной и внеурочной деятельности необходимы в повседневной жизни, а сформированные при этом такие важные качества личности, как настойчивость, терпеливость, аккуратность, творчество и фантазия, будут способствовать в любой работе.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.