Конструирование из бросового материала как элемент развития творческих навыков и практических умений ребенка. Выполнила: воспитатель ГБДОУ детский сад 61 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Ягодка»Эглитис К.Ч.
Цель: Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы. Задачи: 1. Учить работать по несложному образцу. 2. Учить способам конструирования из различных бросовых материалов. 3. Учить изготовлять поделки из спичечных коробков путем их различных сочетаний и соединений 4. Воспитание трудолюбия, аккуратности, желание доводить начатое дело до конца.
Мастерить поделки из бросового материала дошкольники впервые начинают со второй половины средней группы. Конструктивные возможности детей этого возраста невелики, поэтому поделки очень просты, и работа над их созданием носит характер сотрудничества педагога и ребёнка. Сначала детям очень доступно велось объяснение предстоящего действия. Изготовление поделки было разложено на множество шагов. Изначально дети просто наблюдают за педагогом и принимают участие в беседе о том как выполнить данный этап работы по созданию поделки. Такому наблюдению отводится достаточно много времени и лишь затем, в ходе индивидуальной и подгрупповой работы, дошкольники создают свои первые поделки.
Мальчики конструируют транспорт ( машинки и автобусы) из спичечных коробков. Девочки строили шкатулки для своих драгоценностей. На этом этапе дети вспомнили и закрепили название геометрических фигур, определили, что коробок прямоугольный, что у него есть короткие и длинные стороны., а так же широкие и узкие. После повторения этого материала, детям было дано задание намазывать клеем короткую узкую сторону, затем широкую сторону. коробка.
Изготовление поделок требует от ребёнка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он нередко повреждает игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими.
Труд по изготовлению игрушек из бросового и природного материала может быть индивидуальным – когда каждый ребенок делает свою собственную игрушку по своему собственному замыслу
Коллективным. Коллективный труд приносит детям большую радость своей слаженностью, чёткой организованностью. У ребят наблюдаются стремление оказать друг другу помощь, заинтересованность результатом общего дела. На втором занятии по конструированию дети мастерили Светофора-Ивановича. Это коллективная работа. Перед детьми была поставлена конкретная задача: смастерить Светофор для нашего города. По наводящим вопросам дети сами определили из каких частей он должен состоять, и из чего их можно сделать. В результате дети сами смогли определить, что туловище прямоугольное и нашли подходящий предмет.
В конструктивной деятельности часто используется коллективная форма организации работы, в ходе которой несложные детские поделки превращаются в довольно красочные композиции. После нашего конструирования машинки и светофор стали частью целого города.
Несмотря на то, что дети в средней группе начинают конструирование из бросового материала только во второй половине года, мы провели эксперимент и дали подобное задание детям уже в начале года. Проведя несколько занятий по конструированию из бросового материала, дети средней группы уже в начале года смогли справиться с поставленными перед ними задачами. Дети вспомнили геометрические фигуры, как пользоваться кистью для клея и клеем ПВА. Провели эксперимент: цветная бумага очень тонка и становится еще тоньше когда ее намазываешь клеем, поэтому нужно быть предельно аккуратным. Начали учиться работать с ножницами, познакомились с новым инструментом ножом для бумаги, научились использовать бросовый материал для создания новых предметов и игрушек. Дети овладели навыками соединения отдельных частей при помощи клея, спичек.