В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами – дошкольными работниками. Выбор темы обусловлен пониманием педагогами и родителями значимости задачи поставленной в этом проекте. Мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к природе. Занятия по экспериментированию пробуждают чувства ребенка. Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме и мы должны создать условия для общения ребенка с природой и для посильной деятельности. Актуальность проекта.
Формировать у детей основы исследовательской деятельности, экологическое самосознание. Выявить благоприятные условия для роста и развития лука. Исследовать свойства лука (чеснока) положительно влияющие на здоровье. Привлечь внимание родителей к объекту исследования. Цели:
Объект исследования: Лук – род однодольных многолетних травянистых растений. Известно около 400 видов. В России произрастает около 230 видов.
Этапы 1. Подготовительный процесс. Изучение литературы, материалов в сети Интернет. Выбор лука и выбор условий. Наблюдение за луком, ведение дневника наблюдений и фотофиксация. 2. Выводы. Полезность зеленого лука. Приятного аппетита.
Экспериментальная деятельность «Луковка» 1. Уточнить представление о луковице (гладкая, круглая, овальная, желтая). Выяснить есть ли у луковицы корневая система. Как она выглядит. Для чего она нужна луковице.
«Лук и земля» 2. Выяснить каким образом сажать лук в латок с землей. Учить правильно сажать лук (сделать лунку, посадить луковицу корешками вниз, прижать плотно землю, полить).
«Свет и темнота» 3. Формировать представление об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста (вода, земля, свет, тепло).
«Вкус и луковые слезы» 4. Выяснить сколько «шуб» одето на луковице. Что происходит, когда его «раздевают». Определить вкус лука (горький, сладкий, соленый…).
Фитонциды лука и чеснока убивают практически все виды болезнетворных микробов. Если разрезанные луковицы расставить по комнате то уменьшиться количество опасных для здоровья микробов. Полоскание горла с луковым раствором, помогает для профилактики ОРЗ и гриппа.
«Где растет лук в природе» 5. Произрастает в Китае, на Кавказе, в США, России, Азии, Европе (Болгария, Испания, Франция, Италия) и др. Нашли эти места на географической карте и отметили маленькими луковками.
Домашнее задание: Поиск совместно с родителями рецептов блюд, в которых используется лук, и готовят их в группе (если это возможно). Сбор информации о применение лука в народной медицине (из собранного материала составили буклеты)
Как сделать из лука краску (Даша П. вместе с мамой изготовили краску из луковой шелухи, покрасили яйцо и белую тряпочку). Даша рассказала об эксперименте всем детям.
Поделки из лука и чеснока.
Чтение и сочинение сказок, стихов, загадок в которых упоминается лук Сочинили сказку про Луковку, отгадывали загадки, читали пословицы о луке и чесноке, рисовали, играли, рассматривали иллюстрации в книгах, составили буклеты.
Выводы: Наблюдая за развитием и ростом овощной культуры – лук, работая с литературой, мы сделали для себя много открытий: познакомились с историей культуры лука, его ценностями и сделали выводы, что для правильного роста и развития лука необходимы: вода, свет, тепло, воздух, земля, в которой находятся все питательные элементы. В луке содержатся полезные для организма человека витамины, способствующие устранению заболеваний и укреплению иммунной системы человека. Работая над этой темой изучили кто такие микробы и есть ли у микробов микробы. Убедились что лука и чеснока боятся вирусы, вызывающие у нас простудные и другие заболевания. Поэтому нам необходимо употреблять их в пищу.