Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста посредством опытно- экспериментальной деятельности в уголке природы. Выполнила воспитатель МБДОУ д/с 28 Шестова О.Н.
Любознательность – качество, присущее ребенку. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении все рассмотреть, потрогать, привести в действие. Проблемой формирования и развития любознательности занимались многие педагоги и психологи: Абдуллаев А. А., Беляев М. Ф., Добрынин Н. Ф., Рубинштейн С. Л. рассматривают любознательность как особую форму познавательной активности. Морозов М. Ф., Подберезин И. М., И. И. Цветков и др. рассматривают как ступень формирования познавательных интересов.
Методы Приемы Наблюдение - показ способов действий; Демонстрация наглядных пособий - показ образца. Наглядные методы и приемы обучения. Словесные методы и приемы обучения. Методы Приемы Рассказ педагога. - вопросы (требующие констатации; Рассказы детей побуждающие к мыслительной Беседа. деятельности); Чтение художественной литературы. - указание (целостное и дробное); - пояснение; -объяснение; - педагогическая оценка; -беседа (после экскурсии, прогулки, просмотра диафильмов и т.п.). Практические методы обучения Упражнение Элементарные опыты, экспериментирование. Моделирование Игровые методы и приемы обучения. Методы Приемы Дидактическая игра - внезапное появление объектов; Воображаемая ситуация в развернутом виде - выполнение воспитателем игровых действий; - загадывание и отгадывание загадок; - введение элементов соревнования; - создание игровой ситуации.
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Китайская пословица
Нами были изготовлены учебные пособия по ознакомлению с окружающим: Альбомы «Гербарий», «Паспорт растений уголка природы», «Разнообразный мир живой природы»; Разрезные картинки (птицы, животные); Дидактические игры. Для осуществления опытно- эксперементальной деятельности в лаборатории представлены следующие инструменты и предметы : Коллекции «Камни», «Ракушки»; Природные материалы (шишки, желуди, орехи, крупы, бобовые, песок, глина); Инструменты: увеличительные стекла, лупы, емкости, воронки, песочные часы, пробирки, мерные ложечки, трубочки для коктейля, медицинские шпатели, пипетки, магниты, линейки, сантиметровые ленты, веер, ступка с пестиком, разнообразные сосуды; Макет «Вулкан»; Схемы для самостоятельного изготовления поделок из природного материала; Бросовый материал: пробки, крышки, шнурки, перышки, проволока, предметы из различных материалов (дерево, металл, пластик, пластмасса, резина и пр.), кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки; Технические материалы: гайки, скрепки, болты, винтики, детали конструктора и т. д.;
«Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности» С.Л. Рубинштейн