Учимся писать сжатое изложение, сочинение- рассуждение и сочинение по прочитанному тексту Тема презентационных мероприятий «Системно-деятельностный подход как основа формирования УУД», дата проведения «Очёрская СОШ 1», Токарева Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы
Содержание 1. Процесс нашего мышления и памяти зависит от активизации процесса восприятия. 2. Посмотрел – запомнил! 3. Учимся писать сжатое изложение и сочинение по прочитанному тексту.
От активизации процесса восприятия зависит активизация процессов мышления и памяти.
Воспринимая текст, Мы должны видеть, слышать, осязать, ощущать, чувствовать запахи, иметь вкусовые ощущения, т.е. задействовать все пять органов чувств.
Наслаждаться чтением – значит видеть текст
Пишу сочинение Нельзя научить, можно научиться!
Зрительное образное восприятие текста способствует повышению творческой деятельности личности
Посмотрел - запомнил!
Учимся писать сжатое изложение
ГИО 1. Внимательно прочитайте текст 2. Определите главную (основную мысль). 3. Исключите неоправданные повторы и подробности. 4. Обобщите ( назовите одним словом сходные действия, предметы, признаки )
ГИО К приёмам сжатия текста относится Обобщение Замените, назовите одним словом, сходные действия, предметы, признаки. Белый гриб ВолнушкаПодосиновик Сыроежка Сыроежка Сыроежка Опёнок
алгоритм сжатого изложения - ГИО Главная мысль Исключить О бобщить
Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта
Увидеть и услышать через цвет, звук, вкус - значит трудиться умом и сердцем.
Юный читатель постигает тайну мастерства писателя. Готов к активной языковой деятельности. Ученик запоминает то, что он видит и слышит одновременно.
Чтобы в сочинении заработала главная мысль - тезис, нужны: Аргументы = доказательства + 2 примера
Потому что она всё умела делать: 1. Т езис – главная мысль 2 Аргумент Почему? Потому что, так как… 3. Вывод Поэтому, таким образом, значит, итак, следовательно… Василису назвали Премудрой, Пример +2Примера Пример Испекла пышный каравай, соткала за ночь чудесный ковёр. Словом, была мастерица на все руки. Поэтому получила такое прозвище.
Тезис + 2 аргумента + 2 примера + Вывод аргумент вывод Тезис Глвная мысль пример
Строение текста сочинения-рассуждения
Готовимся к сочинению на лингвистическую тему Приёмы работы с текстом
+ Лексические явления Грамматические явления
Лексика и грамматика – две половинки яблока
Учимся анализировать лексические и грамматические явления в тексте
Схема сочинения 1-й шаг - Тезис : Лингвист Г. Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». 2 -й шаг -Комментарий к тезису Г. Степанова 3- й шаг - Пример лексического явления в тексте, его роль. 4 – й шаг -Пример грамматического явления в тексте, его роль 5 – й шаг - Вывод.
Композиция сочинения 1. Проблема 2. Комментарий (проследить за развитием авторской мысли) 2.1. Микротема (план текста)- главная мысль каждой микротемы 2.2. Комментарий к сформулированной проблеме текста Авторский подход к раскрытию проблемы Важная мысль автора Позиция автора 3. Комментарий собственной позиции 3.1. Тезис 3.2. Проблема актуальна 3.3. Почему это так? 3.4. Аргумент 1-й (иллюстрация из читательского опыта) 3.5. Аргумент 2-й ( иллюстрация из читательского опыта или житейского опыта. 4. Вывод (что следует из вышесказанного).
«Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело»
В назидание всему потомству. «…его домой ещё живого привезли, и он успел перед смертью покаяться,… в последний свой миг приказал написать того волка в церкви над своей могилой: в назидание…всему потомству княжескому». В назидание о чём?
«СЧАСТЬЕ НАШЕ, ДРУЖОК, КАК ВОДА В БРЕДНЕ: ТЯНЕШЬ – НАДУЛОСЬ, А ВЫТАЩИШЬ – НИЧЕГО НЕТУ». «Чистый понедельник»
Желаю успехов!!!