Цели: проанализировать трудности и уровень ответственности педагога в период подготовки учащихся к ЕГЭ (экзаменам) Задачи: - снизить эмоциональное напряжение педагогов; - проанализировать личностные трудности, проявляющиеся в ситуациях социально-интеллектуальной ответственности педагогов.
Работа по подготовки учащихся к ЕГЭ начинается с первого класса. Повторение учебного материала, его структурирование происходит в 9, 11 классах с сентября месяца. Поэтому важно отметить, что весь педагогический коллектив школы готовит учащихся к экзаменам. Эмоциональные переживания, стресс постоянно присутствуют в работе педагогов. Особенно актуальной данная проблема становится с подготовкой и сдачей ЕГЭ старшеклассников.
«Что такое экзамен?» Цель: выявление различного восприятия ситуации экзамена участниками и отреагирования негативных переживаний. Ход работы. Все участники по очереди заканчивают предложения -«ЕГЭ для учителя - это...»; -«ЕГЭ для ученика – это…»; -«Самое трудное в процессе подготовки к ЕГЭ учащихся для учителя - это…» -«Последствиями низкого уровня сдачи учащимися ЕГЭ для педагога, может быть…»
Ответы педагогов: 1 предложение -ответственность, внутреннее напряжение, результат собственного труда, оказание помощи учащимся в правильном выборе предмета по ЕГЭ и подготовка к успешной сдаче и другие; 2 предложение -стресс, переживания, осознание близости экзамена и пересмотр собственных знаний, новый этап жизни и другие; 3 предложение - подвести учащихся к осознанию предстоящих экзаменов, донести знания до учащихся в доступной и легко воспринимающейся форме, другое: 4 предложение - разочарование, недооценка другими результатов своей работы, перенапряжение и другое.
«Я перед экзаменом» Цель: осознание особенностей предэкзаменационной ситуации и возможностей совладания с ней. Инструкция: «Нарисуйте и представьте рисунок для коллективного обсуждения "Я перед экзаменом"». Обсуждение рисунков может быть различным может быть: - спонтанным, если участники активны и рефлексивны. - структурированным, когда говорят по очереди, что каждый видит на рисунке. В конце или по ходу обсуждения проективного материала угадывается его автор.
Рисунки учителей Рисунки учащихся
Цель: прогнозирование предстоящих событий (ЕГЭ), разделение общей цели на конкретные задачи. Инструкция: «Нарисуйте своё «Дерево целей». Общую цель разместите в верхней части листа. От нее рисуется несколько лучей, соответствующих конкретным шагам (подцелям), необходимым для достижения этой цели, которые могут иметь также несколько ответвлений (подцели следующего уровня), вплоть до конкретных действий «здесь и сейчас». Анализ рисунков. «Дерево целей»
Важно было отметить, что очень маленький процент учителей прорисовал «ветвь сохранения собственного здоровья».
Достаточно эффективную зарядку позитивного мышления предложил Д. Карнеги. Она получила у него название "Именно сегодня". 1. Именно сегодня меня постигнет счастье. Счастье заключено внутри нас; оно не является результатом внешних обстоятельств. Поэтому человек счастлив настолько, насколько он полон решимости быть счастливым. 2. Именно сегодня я приспособлюсь к жизни, которая окружает меня, и не буду пытаться приспособить все к своим желаниям. Я приму мою семью, мою работу, обстоятельства моей жизни такими, какие они есть, и постараюсь полностью соответствовать им. 3. Именно сегодня я позабочусь о своем организме. Я сделаю зарядку, буду ухаживать за своим телом, избегать вредных для здоровья воздействий и мыслей. Мой организм охотно выполняет все мои требования и установки. Достаточно эффективную зарядку позитивного мышления предложил Д. Карнеги. Она получила у него название "Именно сегодня". 1. Именно сегодня меня постигнет счастье. Счастье заключено внутри нас; оно не является результатом внешних обстоятельств. Поэтому человек счастлив настолько, насколько он полон решимости быть счастливым. 2. Именно сегодня я приспособлюсь к жизни, которая окружает меня, и не буду пытаться приспособить все к своим желаниям. Я приму мою семью, мою работу, обстоятельства моей жизни такими, какие они есть, и постараюсь полностью соответствовать им. 3. Именно сегодня я позабочусь о своем организме. Я сделаю зарядку, буду ухаживать за своим телом, избегать вредных для здоровья воздействий и мыслей. Мой организм охотно выполняет все мои требования и установки.
4. Именно сегодня я уделю внимание развитию своего ума. Я изучу что-нибудь полезное. У меня есть желание к умственной работе. Я прочитаю с интересом то, что требует усилия, размышления, сосредоточенности. 5. Именно сегодня я займусь нравственным самосовершенствованием. Для этого я сделаю кому-нибудь что-то хорошее, полезное и выполню два дела, которые мне не хочется делать. 6. Именно сегодня я буду ко всем доброжелателен. Я постараюсь выглядеть как можно лучше, буду любезным и щедрым на похвалы, не стану придираться к людям и пытаться их исправить. 7. Именно сегодня я буду жить только нынешним днем, не стремясь решить проблемы всей моей жизни сразу. Я легко выполняю любую, даже рутинную работу.
8. Именно сегодня я намечу программу своих дел, я запишу, что собираюсь делать каждый час. Эта программа избавит меня от спешки и нерешительности даже в том случае, если я не смогу ее точно выполнить. 9. Именно сегодня я проведу полчаса в покое и одиночестве и постараюсь расслабиться. 10. Именно сегодня я не буду бояться жизни и собственного счастья. Я буду любить и верить, что те, кого я люблю, любят меня. Действенность текста этой актуализируемой личностной программы значительно повышается, если громко, внятно и неторопливо читать его по утрам сразу же после пробуждения.
Упражнение на саморегуляцию Инструкция: «Закройте глаза и сядьте как можно удобнее на этом стуле. Положите руки на колени, а спину держите прямо. Представьте себе, что сейчас в свое солнечное сплетение вы сажаете маленькое зернышко. Это зернышко вашей уверенности или спокойствия. Дышите ровно и сконцентрируйтесь на этом маленьком семечке и своих ощущениях. Оно начинает расти. С каждым вдохом и с каждой минутой оно все увеличивается, разрастается и уже заполняет всю вашу грудную клетку. Почувствуйте, какой большой стала ваша уверенность, спокойствие. Сделайте еще несколько вдохов, сосредоточившись на своих ощущениях. А теперь сожмите руки в кулаки и откройте глаза.
Разговор с сыном -Что такое счастье, папа? -Счастье - миг, Мимолетный, словно птицы вскрик. Счастье - это жить, любить, дышать, По росе за бабочкой бежать, Слушать трели в роще соловьиной, Видеть искорки в глазах любимой, Ароматом земляники наслаждаться, Жаркими ночами целоваться, Видеть первые шаги ребенка, Слышать смех его, заливистый и звонкий, Чувствовать, любить, к мечте стремиться, Уезжать надолго за границу, Тосковать там по своей Отчизне... Понимаешь, счастье - это мера жизни.
-Что такое жизнь? -Жизнь - это время, От зачатия дарованное свыше. Ты его не видишь и не слышишь, А оно летит или крадется, Только ни секунда не вернется. Можно ощутить его с годами, Но остановить не в наше власти. И пока мы живы в этом мире, Все мечтаем о любви и счастье. -Счастье жизнь, жизнь время... Как-то сложно... - Сын задумчиво повел плечами. Улыбнулся папа: Да, возможно. Может, проще есть ответ у мамы?
Мама сына обняла за плечи И вихры пригладила рукой. -Если задаешь вопросы эти, Значит, ты взрослеешь, мой родной. Папа объяснил тебе не сложно, Но вопросы возникают вновь. И предположить здесь только можно: Искоркой зажглась в тебе любовь. Можно жизнь годами измерять И мгновенья счастья складывать, наверно, А потом ВСЁ за любовь отдать... Лишь любовь безвременна, безмерна. Пусть она в душе не угасает, Не подвластна будет временам. В жизни сложное простым бывает, И когда-нибудь поймешь ты это сам. Ольга Каланчева
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!