«Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» (Урок литературы. 5 класс)
Цель: 1) Образовательная: - рассмотреть главных героев рассказа и их поступки. 2) Развивающая: - формировать умение анализировать текст художественного произведения; - развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя – обобщать, делать выводы; - формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов; - учить сжато излагать повествовательный текст; - развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас; - продолжить работу по развитию культуры речи школьников. 3) Воспитательная: - воспитание общечеловеческих ценностей; - умение работать в группе: уважать мнение товарища, развитие чувства взаимопомощи, поддержки.
Плен – неволя. Пленник – взятый в плен, невольник. Пленять – 1) захватить, 2) прельстить, привлечь, подчинить. Из словаря С.И.Ожегова:
Война – вооруженная борьба между государством и народами, между классами внутри государства.
Январь 1852 года. Лев Николаевич Толстой поступает на службу и отправляется на Кавказ.
Величие и красота Кавказа
Военно-грузинская дорога М.Ю.Лермонтов (1837 г.)
Эпизод Кавказской войны М.Ю.Лермонтов (1840 г.)
Задание для 1 группы Как герой оказался в плену?
Задание для 2 группы Внешность героя
Задание для 3 группы Чем герой занимался в плену?
Задание для 4 группы Как герой готовился к побегу?
КостылинЖилин Добрый (думает о матери, жалеет ее) Надеется на себя, обдумывает побег Деятельный человек Сумел прижиться в ауле Работящий, не может сидеть без дела, мастер Всем помогает, даже своим врагам – татарам Ему интересны другие люди, любит детей Великодушный Слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери Способен на предательство Раскис, упал духом Не принимает других людей
1. Определите героя по описанию: «… девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати. Глаза черные, светлые и лицом красивая» Кроссворд
2. Определите значение термина: «Небольшое повествовательное, объединенное сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов». Кроссворд
3. Русский писатель, который восхищался красотой Кавказа. Кроссворд
4. Определите значение термина: «Цепь событий, происходящих в произведении».
Кроссворд 5. Рассказ «Кавказский пленник» был написан специально для детей и вошел в учебник, который Л.Н.Толстой готовил специально для крестьянских детей. Как назывался этот учебник? 6. Какой прием использует Л.Н.Толстой, описывая Жилина и Костылина?
дина рассказ пушкин сюжет азбука антитеза Кроссворд
«На всё добро ответим мы добром, На всю любовь ответим мы любовью». Н.Рубцов