Подготовили: Шилова И., Арыстанкызы А.
В средние века в Европе господствовали эмпирико- натуралистические взгляды на психические состояния. В частности, высказывались мысли о том, что способность души сохранять достигнутое состояние зависит от состояния «материи», которая может «сжиматься и расширяться». Соответственно при «сжатии» материи наблюдаются состояния возбуждения, напряжения, а при ее расширении состояния расслабления, успокоения.
В эпоху позднего средневековья намечается отход от подобных упрощенно-натуралистических воззрений, и уже Декарт считал, что психические состояния как явления, сопровождающиеся изменениями в поведении, мимике и в состоянии внутренних органов человека, вполне могут стать предметом объективного научного исследования.
Рене Декарт ( ) – французский математик, физиолог и философ. Декарт говорил о сознании как о способности человека осознавать свои психические состояния, что означает возможность изучить собственный внутренний мир с помощью самонаблюдения. Данный метод был впоследствии назван интроспекцией.
Декарт создал первую теорию рефлексов, объясняющую поведение человека. Согласно этой теории различные внешние импульсы приводят в движение «животные духи», частицы, содержащиеся в организме человека. Информация, доставляемая органами чувств, направляется по чувствительным нервам к головному мозгу. По мнению Декарта, душа в теле связана с мозговым органом – шишковидной железой. Из мозга по двигательным нервам передаются сигналы в мышцы, которые заставляют органы тела совершать те или иные действия.
Декарт выдвинул идею о том, что не только душа воздействует на тело, но и тело, в свою очередь, влияет на душевное состояние. Декарт также известен своей приверженностью к дедуктивному методу. В качестве основного правила метода дедукции он установил, что во всяком вопросе должно содержаться нечто неизвестное. Это неизвестное должно иметь какие-то характерные особенности, чтобы исследование было направлено на постижение именно этого неизвестного. Таким образом, в процессе мышления человек приходит от общего к частным выводам.
Бенедикт Спиноза (рожд. Барух Спиноза) (1632 – 1677) – нидерландский философ. Спиноза высказал идею о единой субстанции. Субстанция – это то, что «существует само по себе и представляется само через себя». Субстанция неделима. Атрибутами ее являются мышление и протяженность. Душа и тело человека, по мнению Спинозы, не воздействуют друг на друга, а соответствуют друг другу. Философ высказал идею, согласно которой тело и душа могут изменяться как в результате воздействия некоторых внешних факторов, так и внутренних причин. При этом душа и тело взаимосвязаны. Например, человек ощущает боль при травме своего тела.
Спиноза создал теорию аффектов. Любой вторичный аффект образуется из трех первичных аффектов: удовольствия, неудовольствия и желания. По мнению Спинозы, чтобы достичь счастья, человек должен избавиться от своих чувств и побуждений и таким образом получить свободу, представление о том, что подлежит его волевым решениям. В качестве основных типов побудительных сил человека Спиноза выделял влечения, чувства радости и печали. Чувство радости, по мнению ученого, усиливает способность человека к действию, тогда как чувство печали действует негативно.
Развитие науки привело к широкому использованию математических методов в изучении психики человека. Одним из направлении психологии является психофизика, изучающая влияние различных физических ситуаций на поведение человека.
Густав Теодор Фехнер ( ) – немецкий физик, философ, один из первых экспериментальных психологов, основатель психофизики. Фехнер начал использовать математические методы для нужд психологии, что позволило науке перейти на качественно новый уровень – психология стала основываться не на домыслах и рассуждениях, а на точных данных, практических исследованиях. Фехнер первым продемонстрировал, что психические состояния и психика в общем, поддается измерениям и может быть исследована с помощью математических методов.
Психические состояния как общепсихологическая проблема: Хрестоматия // Сост. И. В. Герасимова. – Владивосток: ДВГМА, 2001.– 104 с. Psihologiya13.ucoz.ru/load/razvitie_psikhologii_v_novoe_ vremja/