БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА Велиев Заур
Социально-экономическая сущность бюджетной системы
Бюджет служит для аккумуляции финансовых ресурсов и их использования на выполнение основных функций государства.Бюджет
Таким образом, бюджет является инструментом экономической и социальной политики, служит для перераспределения части валового внутреннего продукта страны с учетом общественных интересов.бюджетвалового внутреннего продукта
При употреблении слова бюджет на практике под ним понимается как денежный фонд, находящийся в руках государства, так и документ, определяющий порядок его образования и использования. С терминологической точки зрения более правильно разделять эти понятия.бюджет
Документ, законодательно устанавливающий роспись доходов и расходов государства на центральном, региональном или местном уровне на определенный период времени, называется бюджетным планом. Исполнение бюджетного плана заключается в формировании и расходовании централизованного фонда финансовых ресурсов, который именуется бюджетным фондом. Исполнение бюджетного
Бюджетная система - это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны.
В федеративных государствах бюджетная система состоит из 3-х звеньев: государственный бюджет или федеральный бюджет, или бюджет центрального правительства; бюджеты членов федерации (штатов в США, провинций в Канаде, субьектов федерации); местные бюджеты.
Отношения органов государственной власти разного уровня, касающиеся распределения доходов и финансируемых за их счет расходов, формируют систему бюджетного федерализма.бюджетного федерализма
Хотя бюджеты различного уровня самостоятельны, они не изолированы друг от друга.бюджеты Между ними существуют финансовые потоки - межбюджетные трансферты, - целью которых является выравнивание доходов бюджетов в различных регионах страны, компенсация дополнительных расходов, связанных с принятием решений на вышестоящем уровне и др.трансфертыдоходов бюджетов
Бюджетный (фискальный) федерализм – это политико-экономическая категория взаимоотношений между бюджетами разных уровней, которая способствует справедливому распределению ресурсов, достижению экономической эффективности в данной государственной системе и обеспечению баланса экономических и политических интересов в обществе.
Моделям бюджетного федерализма соответствуют три основных типа власти: 1) координированная модель – автономия; 2) включающая модель – иерархия; 3) пересекающая модель – равноправие.
Типы власти: а – координированная; б – включающая; в – пересекающая; А – федеральный уровень; В – региональный уровень; С – местное самоуправление.
В координированной модели права и обязанности национального и региональных правительств строго разделены, в то время как локальные правительства подчинены непосредственно региональным властям. Низший уровень правительственной структуры целиком и полностью зависит от воли регионального правительства. Основной отличительной чертой этой модели является равенство субнациональных властей и их независимость от национальных.
Во включающей модели власть разделена в определенном соотношении между национальными, региональными и местными государственными структурами. Площадь каждого круга указывает на долю полномочий каждого уровня правительства в общей власти. В модели у каждого уровня власти возникает искушение пересмотреть свои полномочия, особенно у центра.
Пересекающая модель занимает промежуточное место между двумя предыдущими моделями и получила наибольшее распространение в федеративных государствах. Эта модель характеризуется тремя основными чертами: 1) власть лимитирована и рассредоточена одновременно. Сферы автономии различных уровней власти незначительны; 2) высокая степень потенциальной и действительной независимости уровней власти. Сочетание конкуренции и кооперации в отношениях между ними; 3) переговорно-обменная основа взаимоотношений уровней власти.
Бюджетный федерализм основывается на следующих основных принципах: 1) законодательное разграничение полномочий между органами власти всех уровней по формированию доходов и расходов бюджетов; 2) обеспечение органов власти соответствующего уровня необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций; 3) гарантирование вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы; 4) самостоятельность и равноправие каждого бюджета, входящего в бюджетную систему. Этот принцип предполагает самостоятельность бюджетного процесса, в том числе в определении использования бюджетных средств, подконтрольности исполнения бюджета соответствующим представительным органом власти; 5) организация межбюджетных отношений в рамках бюджетной системы
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ