Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации Александр Артурович Уваров, к.э.н, доцент Современные проблемы финансово-экономического обеспечения военной безопасности государства Москва 2010
Основные направления финансово-экономического обеспечения военной безопасности государства Политическая сфера Социальная сфера Духовная сфера Военная сфера Экономическая сфера Производство – Распределение – Обмен – Потребление Финансово- экономическое обеспечение Военные угрозы Внутренние Внешние
Основные мероприятия финансово-экономического обеспечения снижения уровня внешних военных угроз В мирное время - расширение межгосударственного финансово-экономического сотрудничества в производственной деятельности, особенно долгосрочного, в том числе связанного со специализацией и кооперацией труда; - расширение межгосударственных финансовых связей; - создание межгосударственных финансово-экономических союзов; - осуществление инвестиций в экономику иностранных государств В период непосредственной угрозы агрессии - объявление о прекращении или прекращение финансово-экономического сотрудничества, особенно в области производства средств вооруженной борьбы; - объявление о введении или введение финансово-экономических санкций; - объявление о повышении или повышение таможенных платежей за экспортируемую или импортируемую продукцию; - объявление о прекращении или возврате, а также прекращение или возврат инвестированных средств; - объявление об ограничении или установление запрета, а также ограничение или запрет на проведение валютных операций; - объявление о выходе или выход из финансово-экономических союзов В военное время - воздействие на финансовую систему-государства агрессора финансово-экономическими методами (выпуск военных денег, вброс фальшивых денежных знаков, раскручивание инфляции и др.)
Основные мероприятия финансово-экономического обеспечения снижения уровня внутренних военных угроз В мирное время - выделение дополнительных объемов финансовых ресурсов на разрешение противоречий, способствующих возникновению угрозы; - предоставление дополнительных финансовых льгот, способствующих проведению мероприятий, направленных на снижение уровня угрозы; - ограничение финансово-экономической базы деструктивных сил, создающих угрозу
Основные современные проблемы финансово-экономического обеспечения военной безопасности государства Проблемы в практической области финансово-экономического обеспечения военной безопасности государства связаны с адекватностью проводимых мероприятий уровню возникающих угроз: - определение угроз военной безопасности, которые могут быть наиболее эффективно парированы проведением мероприятий в финансово- экономической области; - оптимальный выбор конкретных финансово-экономических мероприятий и органов, парирующих выявленные угрозы; - повышение эффективности использования денежных средств для финансово- экономического обеспечения мероприятий, проводимых в других сферах деятельности (прежде всего, в военной, а также в политической, экономической, социальной, духовной и др.) и направленных на снижение степени угрозы Проблемы в научной области связаны с дальнейшим развитием теории финансово-экономического обеспечения военной безопасности государства: - совершенствование понятийного аппарата, исследование законов, закономерностей, принципов, форм и способов финансово-экономического обеспечения военной безопасности государства; - дальнейшее обоснование пороговых значений показателей, характеризующих исследуемый процесс
Основные характеристики нового облика Вооруженных Сил Российской Федерации - повышение мобильности сухопутных войск за счет перехода от дивизионной структуре к бригадной и создания воинских частей постоянной готовности; - повышение технической оснащенности войск за счет увеличения доли новейших образцов вооружения и военной техники; - формирование единого информационного пространства, позволяющего вести сетецентрическую войну; - централизация управления разновидовыми группировками на оперативно- стратегическом уровне; - приведение структуры и численности Вооруженных Сил Российской Федерации, мест дислокации войсковых частей в соответствии с возлагаемыми задачами; - усиление социальной защищенности военнослужащих; - централизация в стратегическом и оперативно-стратегическом звене управления решения вопросов мобилизации Вооруженных Сил; - оптимизация численности высших военно-учебных заведений; - передача выполнения значительного объема задач тылового и технического обеспечения коммерческим организациям