«Церковно-школьное образование в Российской империи: XIX – начало XX вв.» Отчет о результатах исследований по V этапу Государственного контракта П 563.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Русская православная церковь в образовательной политике государства во второй половине XIX – начале XX вв.» Отчет о результатах исследований по V этапу.
Advertisements

«Русская православная церковь в образовательной политике государства во второй половине XIX – начале XX вв.» Отчет о результатах исследований по VI этапу.
«Церковно-школьное образование в Российской империи: XIX – начало XX вв.» Отчет о результатах исследований по III этапу Государственного контракта 563.
ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КУБАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Заседание.
Научно-методическое сопровождение введения ФГОС нового поколения Л.К. Фомичева, ректор Псковского областного института повышения квалификации работников.
Информация о деятельности Совета молодых ученых Уфимского института (филиала) ФГБОУ ВПО «РГТЭУ» в учебном году Уфимский институт (филиал)
«Создание информационной системы, обеспечивающей разработку типологии субъектов Российской Федерации для целей проведения образовательной политики с учетом.
1 3 Вхождение в международный рейтинг университетов Повышение конкурентоспособности с целью формирования исследовательского университета.
Повышение квалификации специалистов региональных библиотек для работы с книжными памятниками в гг. И.П. Тикунова, начальник Управления системой.
Совет молодых ученых Уфа Организационная структура СМУ, руководство Совет молодых ученых ФГОУ ВПО «Башкирский ГАУ»
Проект «Развитие научной и инновационной деятельности» ЦИВИЛЬСК 2011 РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
1 «СОВЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ КТС СНГ. РЕЗУЛЬТАТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Председатель Совета, ректор Московского государственного университета путей.
«Церковно-школьное образование в России: XIX – начало XX вв.» Отчет о результатах исследований по II этапу Государственного контракта 563 от 17 мая 2010.
Программа правительства г. Москвы Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева Василенко Е.А. директор Инновационного центра Тел/факс.
Министерство образования и науки Самарской области Министерство образования и науки Самарской области Совет директоров образовательных учреждений среднего.
Основа организации научной работы студентов Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации », принятый 21 декабря 2012 года Государственной.
2012 год Кафедра Экономики и информационных технологий ТарТИ.
Организация работы с кадрами в МБДОУ 25 «Мишутка» в период введения Федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной.
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
В период с 2006 по 2011 годы в системе НПО, СПО проведены 6 научно-практических конференций в рамках Дня науки: Год 2006 Опытно-экспериментальная работа.
Транксрипт:

«Церковно-школьное образование в Российской империи: XIX – начало XX вв.» Отчет о результатах исследований по V этапу Государственного контракта П 563 от 17 мая 2010 г. «Церковно-школьное образование в Российской империи: XIX – начало XX вв.» в рамках мероприятия «Проведение научных исследований научными группами под руководством кандидатов наук» федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на годы

Объекты исследования на V этапе начальные (одноклассные и двухклассные церковно- приходские, школы грамоты, воскресные); учительские (второклассные, церковно-учительские) церковные школы в Российской империи в XIX-начале XX вв.

V этапа исследования Цель V этапа исследования изучение особенностей финансового обеспечения, строительства и организации быта начальных и учительских церковных школ; исследование школьной образовательной политики на территории страны в XIX-начале XX вв.

V этапа исследования Задачи V этапа исследования - выявить, изучить и обработать разнообразные по типу источники, прежде всего, архивные по церковно-школьному образованию в России; - изучить финансовую политику в области церковно-школьного образования во второй половине XIX- начале XX века; - изучить источники финансирования церковных школ; - исследовать процесс финансирования школ ведомства православного исповедания; -выяснить степень финансового обеспечения начальных и учительских церковных школ; - проанализировать развитие церковно-школьного строительства на территории страны; - изучить условия и процесс строительства школьных зданий; - выявить проблемы, возникавшие при строительстве помещений церковных школ и пути их решения; - изучить организацию школьного быта (условия проживания, обеспечение учащихся, внутренний распорядок); - провести поэтапный анализ школьной образовательной политики в России в XIX-XX вв.

Источниковой базой для проведения исследования на V этапе научно-поисковых работ послужил комплекс документов, извлеченных из хранилищ архивов архивов ( Российский государственный исторический архив, Государственный архив Ивановской области, Государственный архив Владимирской области, Государственный архив Ярославской области, Государственный архив Костромской области, Государственный архив Тверской области ) библиотек ( Российская государственная библиотека, Российская национальная библиотека, Ярославская областная научная библиотека, Ивановская областная библиотека, Владимирская областная библиотека, библиотека Московской Духовной академии ) музеев ( Ковровский историко-мемориальный музей (Владимирская область), Литературно-краеведческий Константина Бальмонта (г. Шуя Ивановской области), Костромской объединенный историко-архитектурный музей-заповедник «Ипатьевский монастырь» )

Результаты теоретических исследований V этапа Особенности финансовой политики в области церковно-духовного образования Финансовая политика в области церковно-школьного образования в конце XIX-начале XX в. была н еустойчивой и одноплановой. В развитии финансовой политики в области церковно-школьного образования можно выделить несколько периодов: В первый ( гг.) определяющую роль в развитии начальных церковных школ играли местные средства. Во второй ( гг.) церковные школы получили финансовую поддержку со стороны государства. Казенные средства, начиная с 1902 г., стали превосходить местные. В третий ( гг.) определяется иной подход государства к финансированию школ, когда «вопросы о выделении новых средств из казны … были тесно связаны с идеей введения всеобщего обучения в стране». Таким образом, два главных финансовых источника, при разном соотношении составляли (недостаточную) материальную базу церковных школ России в конце XIX- начале XX вв.

Результаты теоретических исследований V этапа Анализ развития школьного строительства Строительство зданий для начальных и учительских образовательных учреждений православного ведомства - первоочередная задача в жизнедеятельности церковно-школьной системы в дореволюционный период. Проблема обеспечения школ специально устроенными зданиями не была решена в масштабах страны, т.к. государство до сер.90-х гг. XIX в. практически не участвовало в решении данного вопроса, переложив эту обязанность на местное население, за исключением строительства учительских образовательных учреждений, на которые шли казенные средства. Строительство школьных зданий оставалось «приоритетом» попечителей и благотворителей. После октябрьской революции часть зданий православных школ была передана Министерству народного просвещения, а часть – закрыта.

Результаты теоретических исследований V этапа Специфика организации школьного быта Здания церковных шко л, в зависимости от типа, имели разную внутреннюю планировку. Помещения школ в большинстве случаев не соответствовали санитарно- гигиеническим нормам. Мебель в школах не была разнообразной. Нередко она не отвечала медицинским требованиям. Не все школы имели ночлежные приюты или общежития. Мало «практиковалось» в школах духовного ведомства снабжение горячей пищей. Исключение составляли учебные заведения с общежитиями. В значительном количестве школ отсутствовали земельные участки. Тем не менее, следует признать, что в организации школьного быта в рассматриваемый период в церковных школах наблюдался определенный прогресс, сопоставимый с аналогичными процессами в светской (земской) школе.

Результаты теоретических исследований V этапа Политика государства в области начального образования в XIX-начале XX вв. 1-й этап – (1802 – 1864 гг.), c создания Министерства народного просвещения в 1802 году и до 1864 года, когда на образовательное поле пришли земские учреждения. 2-й этап – ( гг.), с учреждения земского самоуправления в России до 1866 г., когда существенно изменился правительственный курс в области образования. 3-й этап – ( гг.) – с назначения Д.А. Толстого одновременно министром народного просвещения и внутренних дел, что нашло свое проявление и в законотворчестве, и до 1879 г., когда в высших правительственных кругах вновь заговорили о приоритете Русской православной церкви в деле народного образования.

Результаты теоретических исследований V этапа Политика государства в области начального образования в XIX-начале XX вв. 4-й этап – ( гг.) – началом его стало событие, когда в Комитете министров был поднят вопрос о расширении влияния духовенства в народном образовании. А окончанием стал 1901 год в связи с тем, что с 1902 г. и светское и духовное ведомство приступили к пересмотру своих базовых юридических документов в области начального народного образования, являвшегося основой развития культурно- образовательного пространства. 5-й этап – ( гг.) - с 1902 г., когда последовали изменения на нормативно- правовом поле, а завершением его стали события, кардинально изменившие не только отношения между нашими субъектами, но вообще изменившие политическое устройство России.

Аналитический отчет о проведении теоретических исследований В работе проблемного семинара приняли участие студенты, аспиранты и молодые ученые, а также преподаватели ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет», учителя школ и сотрудники Ковровского историко-мемориального музея. Проблемный семинар для студентов, аспирантов, молодых ученых «Церковно-школьное образование в России: XIX- начало XX вв. » Разработчик и составитель программы проблемного семинара к.и.н., доцент Т.А. Красницкая программы. асни

Аналитический отчет о проведении теоретических исследований Подготовка межрегиональной конференции «История церковно-школьного образования в России. XIX- начало XX вв.» создание оргкомитета конференции; подготовка информационных писем и рассылка их в 10 регионов страны (34 высших учебных заведений), размещение на сайте вуза и сайте научных конференций ( сбор заявок на участие в конференции (в период с января по июнь 2012 г. в оргкомитет поступило 22 заявки)

Участники научной конференции Т.Е. Житенев, к.и.н., доцент, Волжский университет имени В.Н. Татищева (г. Тольятти). Н.А. Казарова, д.и.н., профессор, зав. кафедрой отечественной истории Педагогического института Южного Федерального университета (г. Ростов-на-Дону). С.П. Синельников, к.и.н., преподаватель Волгоградского индустриального техникума (г. Волгоград-31). Л.Ю. Елтышева, зав. отделом истории МУК «Кунгурский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» (Пермский край, г. Кунгур). Е.Н. Загайнова, главный хранитель фондов МАУК «Музейно-выставочный центр» города Кирово-Чепецка Кировской области (Кировская обл., г. Кирово-Чепецк). Е.А. Орехова, к.и.н., заведующая сектором досоветского периода отдела истории Мурманского областного краеведческого музея (г. Мурманск). И.Н. Петренко, д.и.н., доцент Полтавского университета экономики и торговли (Украина, г. Полтава). Е.И. Сумбурова, к.и.н., доцент Самарского государственного экономического университета (г. Самара). М.Ф. Соловьева, к.п.н., доцент Российского государственного гуманитарного университета. Филиал в г. Кирове. В.М. Острога, к.и.н., доцент Белорусского государственноготехнологического университета (Республика Беларусь, г. Минск). Г. В. Красильников, к.ф.н., зав. филиалом «Аббакумцево-Грешнево» Государственного литературно-мемориального музея-заповедника Н. А. Некрасова «Карабиха» (г. Ярославль).

Участники научной конференции Н. Н. Волнина, к. филос.н., доцент Забайкальского государственного университета (г. Чита). И.В. Неупокоев, к.и.н., старший преподаватель Курганского филиала «Российской академии народного хозяйстваи государственной службы при Президенте Российской Федерации (г. Курган). И.Н. Зудина, заведующая научно-методическим отделом Ковровского историко- мемориального музея (Владимирской обл., г. Ковров). Д.С. Марков, к.г.н., доцент кафедры географии и методики обучения ФГБОУ ВПО «ШГПУ». Ю.А. Иванов, д.и.н., профессор, заведующий кафедрой отечественной и зарубежной истории ФГБОУ ВПО «ШГПУ». Т.А. Красницкая, к.и.н., доцент кафедры отечественной и зарубежной истории, ведущий научный сотрудник Центра изучения региональной казуальной истории ФГБОУ ВПО «ШГПУ». О.А. Монякова, к.и.н., старший научный сотрудник Центра изучения региональной казуальной истории ФГБОУ ВПО «ШГПУ». Т.А. Добычина, к.и.н., старший научный сотрудник Центра изучения региональной казуальной истории ФГБОУ ВПО «ШГПУ». Ю.В. Пустовойт, к.ф.н., старший научный сотрудник Центра изучения региональной казуальной истории ФГБОУ ВПО «ШГПУ». В.А. Гладкова, младший научный сотрудник Центра изучения региональной казуальной истории ФГБОУ ВПО «ШГПУ». И.А. Бауэр, к.и.н., старший научный сотрудник Центра изучения региональной казуальной истории ФГБОУ ВПО «ШГПУ». Шостак И.В., к.и.н., заведующая кафедрой политологии Национального университета "Острожская академия" (НаУОА) (г. Острог, Ровенской области, Украина).

сборник материалов научной конференции «История церковно-школьного образования в России. XIX- начало XX вв.» Подготовлен к изданию Подготовлен к изданию:

Публикация результатов исследования в печати Монякова О.А. Образовательные реалии провинциальной России накануне реформ 1860-х годов: духовный и светский аспекты (на материалах губерний Верхнего Поволжья) // Образование и общество (72). – С Красницкая Т.А. Система управления церковными школами в дореволюционной России (на материалах Владимирской и Костромской губерний) // Вестник ПСТГУ. Серия II: 5 (42) С Красницкая Т.А., Добычина Т.А. Деятельность владимирского православного братства в развитии церковно- школьного образования во второй половине XIX- начале XX в. // Наука и школа – С Манукян Э.М., Красницкая Т.А. Церковно-учительские школы Российской империи (конец XIX-начало XX в.) // Успехи современного естествознания. –2012. – 5. – С Шмелева О.Е. Праздники в церковных школах в дореволюционной России // htpp: //rae/ forum2012/ 214/495 Грига Т.Ю. Периодические издания для церковных школ в дореволюционной России // htpp: //rae/ forum2012/ 214/482 Грига Т.Ю. Организация приютов и общежитий при церковных школах в дореволюционной России // htpp: //rae/ forum2012/ 214/481 Карганова А.А. Дисциплина в церковных школах Российской империи в дореволюционный период // htpp: //rae/ forum2012/ 214/495 Зубкова Н.Н. Архитектурный облик церковных школ в конце XIX-начале XX в. (на материалах Центральных губерний России) // htpp: //rae/ forum2012/ 214/486 Красницкая Т.А. Съезды церковно-школьного управления во Владимирской губернии в начале XX века // Рождественский сборник. Выпуск XVIII. – Под общей редакцей директора КИММ Моняковой О.А., кандидата исторических наук. Составление – Зудина И.Н., Монякова О.А. – Ковров: «Маштекс», – С Красницкая Т.А. Церковные школы в дореволюционной России// Научный поиск. – – 1. – С Красницкая Т.А. Организация учебного процесса в церковных школах Шуйского уезда Владимирской губернии (конец XIX- начало XX в.) //Город Шуя как историческое поселение: история и современность: Материалы VII межрегиональной научно-практической конференции, Шуя 13 мая 2011 года / Отв. ред. В.В. Возилов. – Шуя, – С. 105–111. Монякова О.А. Среднее светское образование в российской провинции накануне реформ 1860-х гг. (на материалах Верхневолжских губерний) //Научный поиск. – – 2. – С Монякова О.А. Культурно-образовательное пространство уездного города Коврова в гг.: структура и этапы формивания // Рождественский сборник. Выпуск XVIII. – Под общей редакцей директора КИММ Моняковой О.А., кандидата исторических наук. Составление – Зудина И.Н., Монякова О.А. – Ковров: «Маштекс», – С. 50– 60.

Апробация результатов научных исследований XIX Рождественские историко-краеведческие чтения «Провинциальный город в истории России» (Ковров, января 2012 г.) Меценаты русской провинции: история и современность» (г. Иваново, 16 февраля 2012 г.) IV Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум 2012» (РАЕ, Москва, 15 февраля-31 марта 2012 г.) Районные педагогические чтения «Технология обучения на основе системно-деятельностного подхода» (Шуя, 29 марта 2012 г.) 58 студенческая научная конференция ФГБОУ ВПО «ШГПУ» (Шуя, 11 апреля 2012 г.) Межвузовская научная конференция «Сохранение и развитие культурного и образовательного потенциала Ивановской области» (г. Шуя,25 апреля 2012 г. ) Макарьевские чтения (г. Калязин, Тверская обл., 19 мая 2012 г.) V Шуйская сессия студентов, аспирантов, молодых ученых (международная научная конференция студентов, аспирантов, молодых ученых) (Шуя, 21 июня 2012 г.)

V этап исследования «Церковно-школьное образование в Российской империи: XIX – начало XX вв.» V этап исследования Степень внедрения – полученные научные результаты используются в системе высшего образования в читаемых курсах по специальностям «История», «Культурология», «Религиоведение», курсах повышения квалификации для работников высшей школы и учителей светских и православных образовательных учреждений, проведении проблемных семинаров для студентов, аспирантов и молодых ученых. Рекомендации по внедрению – можно использовать для разработки специальных исторических, религиоведческих и культурологических курсов Область применения результатов научно-поисковой деятельности – в системе общего, высшего и поствузовского образования.

Прогнозные предложения о развитии объекта исследования изучение структуры и содержания учебно-воспитательного процесса, особенностей профессиональной подготовки и деятельности учителей церковных школ; изучение структуры и содержания учебно-воспитательного процесса, особенностей профессиональной подготовки и деятельности учителей церковных школ; обобщение специфики религиозно- образовательной среды в дореволюционной России. обобщение специфики религиозно- образовательной среды в дореволюционной России.

НАГРАДЫ

«Церковно-школьное образование в Российской империи: XIX – начало XX вв.» Благодарим за внимание!