КУЛЬТУРА ЗАУРАЛЬЯ В ЭПОХУ ФЕОДАЛИЗМА
Народные зодчие Крестьяне и ремесленники пришли в наш край из многих городов и сел Русского государства. Трудовой люд был мастером на все руки. До прихода русских в Южном Зауралье кочевали татары и башкиры. Они жили в кибитках и войлочных юртах. С появлением русских началось строительство деревянных жилых домов. Возводились крепостные сооружения, церкви. Деревянные постройки XVII века до наших дней не сохранились. Замечательными памятниками архитектуры первой половины XVIII века являются каменные постройки: Далматов монастырь и Николаевская церковь (Далматовский район). Нам известны имена людей, строивших Далматов монастырь. Это Емельян Гульков, Антон Зубов, Миней Полескин, Михаил Цаплин, Сысой Агафонов, Даниил и Роман Громыхаловы. Руководил строительством тюменский подмастерье Иван Борисович Сорока.
Далматов монастырь окружен кирпичными крепостными стенами толщиной в 3,5 метра и высотой до 6,5 метра, сложенными в виде неправильного шестиугольника. Каменные зубцы на стенах являлись своеобразными щитами для оборонявшихся в случае осады. Нал стенами были возведены башни-бастионы высотой более 20 метров. Башни являлись основными элементами крепости. Амбразуры- бойницы, расположенные в башнях в два яруса, позволяли вести огонь из ружей (верхний ярус) и пушек (нижний ярус). Мощные ворота закрывали доступ в монастырь. И ворота, и башни, и стены монастыря покрыты орнаментом. При строительстве крепостных укреплений монастыря народные умельцы сохранили богатые традиции русского деревянного зодчества. Далматов монастырь является замечательным памятником архитектуры первой половины XVIII века и находится под охраной государства. В 1923 году он был объявлен историческим музеем.
Далматовский монастырь
Школа Первое учебное заведение появилось в Южном Зауралье в 1719 году: при Далматовском монастыре открылось училище «для обучения чтению, письму и цифири», то есть светским наукам. Здесь же преподавался «закон божий». Грамотной была незначительная часть населения Южного Зауралья: чиновники, духовенство, военные. Крестьяне, составлявшие большую часть жителей края, были в основном неграмотны.
Начало изучения края В XVII веке продолжалось освоение русским народом просторов Южного Зауралья. Однако долгое время о нашем крае не существовало подробных сведений. Только в конце XVII века начались работы по составлению карты Сибири. В результате в 1701 году появилась «Чертежная книга» Сибири. Ее автором был С. У. Ремезов ( )выдающийся деятель русской культуры, географ, картограф, архитектор, писатель и художник. Он составил в определенном масштабе карту всех уездов и городов «Тобольской земли до Казачьей орды».
В XVIII веке были сделаны первые попытки научного подхода к изучению окраин страны. С 1733 по 1743 год работала первая научная сибирская экспедиция. За это время много ценных сведений о нашем крае было собрано участником экспедиции историком Г. Ф. Миллером ( ). Итак, в XVII веке первой половине XVIII века происходило дальнейшее развитие культуры Южного Зауралья. Однако по вине царизма развитие культуры протекало очень медленными темпами, а ее плоды были достоянием имущих классов.
Вопросы и задания 1. Когда и как территория Южного Зауралья вошла в состав России? 2. Изучите карту «Поселения по рекам Исети, Миассу и Тоболу в XVII XVIII вв.» и ответьте на вопрос: какие населенные пункты возникли в нашем крае в XVII веке первой половине XVIII века? 3. Кто сыграл главную роль в заселении Южного Зауралья? 4. Какое значение имело переселение русских крестьян для экономического развития края? 5. Расскажите о положении крестьян, об их борьбе против феодального гнета. 6. Используя материал учебного пособия, подготовьте рассказ: «Основание Кургана, Шадринска и других поселений на территории нашего края».