Разработка ОПОП Секция 2. Основная профессиональная образовательная программа Обеспечивает реализацию ФГОС с учетом типа и вида образовательного учреждения,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование основных образовательных программ на основе ФГОС СПО и НПО нового поколения 1 этап: разработка черновых вариантов БУП и учебного плана ПОПОП.
Advertisements

Разработка рабочих программ профессионального модуля и учебной дисциплины.
Формирование основных образовательных программ на основе ФГОС СПО и НПО нового поколения 1 этап: разработка черновых вариантов БУП и учебного плана ПОПОП.
1 О задачах региональных органов управления образованием по внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения.
Семинар для преподавателей «Формирование пакета учебно-программной документации для реализации ФГОС СПО» Зам. директора по учебной работе Слюзкова Н.С.
Региональные требования к качеству НиСПО посредством вариативной составляющей ОПОП Факультет повышения квалификации и переподготовки работников профессионального.
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО НОВЫМ ФГОС.
Формирование основных образовательных программ на основе ФГОС СПО и НПО нового поколения 2 этап: Разработка программ ПМ, при необходимости коррекция БУП.
Особенности ФГОС. Новая структура ФГОС: 2 Требования к структуре ОПОП Требования к условиям реализации ОПОП Требования к результатам освоения ОПОП.
Алгоритм формирования примерной основной профессиональной образовательной программы.
Составление основной образовательной программы школы и рабочих программ по предметам.
Подготовка образовательных учреждений профессионального образования к внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.
Разработка ОПОП НПО по профессии Заместитель директора ГБУКК «Научно-методический центр довузовского профессионального образования» Котенко Ирина Юрьевна.
Зачесова Е.В. Комплекты оценочных средств (ОС) для оценки качества индивидуальных достижений учащихся в системе НПО и СПО.
Разработка основных профессиональных образовательных программ в рамках внедрения ФГОС доктор педагогических наук, профессор Блинов Владимир Игоревич
ГАОУ СПО «Набережночелнинский политехнический колледж» Технология разработки учебного плана по программам среднего профессионального образования на примере.
Выполнение требований ФГОС и запросов работодателей при формировании планов СПО.
Заместитель директора по учебно-производственной работе Бойцов Н.В. ОГБОУ СПО «Костромской автодорожный колледж»
Федеральный государственный образовательный стандарт профессионального образования: основные положения С.А. Ефимова, к.п.н., директор ЦПО Самарской области.
Введение нового поколения ФГОС НПО и СПО Зачесова Елена Васильевна.
Транксрипт:

Разработка ОПОП Секция 2

Основная профессиональная образовательная программа Обеспечивает реализацию ФГОС с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся Как документ (комплект документов), определяет в соответствии со стандартом: содержание профессионального образования определенного уровня по конкретной профессии организацию образовательного процесса с учетом конкретных условий образовательного учреждения, обеспечивающих достижение определенного уровня квалификации

Учебно - методическая база введения в действие ФГОС на уровне РФ: Утверждены рекомендации по формированию примерных программ учебных дисциплин НПО и СПО на основе ФГОС НПО и ФГОС СПО (28 августа 2010 г.) Утверждены рекомендации по формированию примерных программ профессиональных модулей НПО и СПО на основе ФГОС НПО и ФГОС СПО (28 августа 2009 г.) Разрабатываются ПОПОП. Каждая примерная программа содержит базисный учебный план Разрабатываются примерные программы дисциплин и профессиональных модулей Имеются разъяснения по формированию учебного плана (20 октября 2010 г.)

Учебно - методическая база введения в действие ФГОС В стадии разработки находятся учебные пособия по дисциплинам обязательной части ФГОС цикла ОГСЭ (история, основы философии, иностранный язык, физическая культура) и ПР( БЖ ) Рекомендации 2007 года, 2008 года, 2011 года по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными планами для ОУ РФ, реализующих программы общего образования Рекомендации 2008 года

ФГОС включает в себя: требования к результатам освоения основных образовательных программ" (требования к общим, профессиональным компетенциям, а также знаниям, умениям и развитию требования к структуре основных образовательных программ» (требования к соотношению (объёмам) составляющих программы и требования к соотношению обязательной части программы и части, которая формируется участниками образовательного процесса) требования к условиям реализации основных образовательных программ» (требования к материально-техническому, учебно- методическому и кадровому обеспечению реализации основной образовательной программы).

Стандарты 2-го и 3-го поколения Трехкомпонентный стандарт – выпуск до 2014 ФК + РК + компонент ОУ ГОС НПО и СПО Требования к: Результат + Условия + Содержание (Инвариант + вариатив) Анализ потребности в умениях

Сертификаты Оценка квалификации Оценка учебных достижений Диплом Зачтены следующие профессиональные модули: 1.(наименование ПМ) 2.(наименование ПМ) 3.(наименование ПМ) Приложение к диплому МДК 1………..…….5 (отл) Дисциплина 2…….3 (удовл) Дисциплина 3 …….зачтено Информация, необходимая для продолжения образования Информация, необходимая для работодателя ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

Основная профессиональная образовательная программа включает в себя ФГОС по конкретной профессии/специальности БУП, примерный учебный план, рабочий учебный план и календарный график Комплект примерных учебных и рабочих учебных программ по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям учебного плана Учебно-методический комплекс к дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям учебного плана Описание результатов, которые должны быть достигнуты в образовательном процессе и которые соответствуют требованиям профессиональной деятельности с позиции компетенций работника Описание кадровых, материально-технических ресурсов и особенности управления реализацией программы Описание системы оценки образовательных достижений обучающихся (выпускников) по образовательной программе

Различие между примерными и рабочими ОПОП Примерные ОПОПРабочие ОПОП Инвариант Инвариант + вариатив Условия реализации - минимум Материальная база + кадровые + информационные условия реализации конкретного ОУ Профессиональные модули (часы на МДК + практика) Практика под конкретную МТБ ОУ, соцпартнеров

ОГСЭ - дисциплины Программа ОГСЭ 1 Программа ОГСЭ 2 Программа ОГСЭ 3 Программа В ОГСЭ 6 ЕН- дисциплины ОП- дисциплины Учебныйплан Учебныйплан Программа ЕН 1 Программа ЕН 2 Программа В ЕН 4 Программа ОП 1 Программа ОП 2 Программа В ОП 3 Профессиональные модули Программа ПМ 1 Программа ПМ 2 Программа ПМ 3 Программа В ПМ 5 Программа преддипломной практики МДК + Учебная и производст- венная практика Календарныйграфик Календарныйграфик Вариант рабочей ОПОП СПО (обязательной и вариативной части)

Формирование ОПОП целесообразно начинать с анализа требований ФГОС к трем основным составляющим: к результатам освоения ОПОП (это виды деятельности и компетенции), которые отражают цель и задачи реализации ОПОП); к структуре и содержанию ОПОП (перечень обязательных дисциплин, модулей, умений, знаний по дисциплинам; практического опыта, умений, знаний по модулям); к условиям реализации ОПОП (материал, который будет положен в основу соответствующих разделов программ учебных дисциплин и профессиональных модулей).

Последовательность разработки ОПОП Раздел 1. Заполнение паспорта ОПОП Раздел 2. Результаты освоения ОПОП Раздел 5. Контроль и оценка результатов Раздел 3. Структура содержание образовательного процесса, РУПРУП Раздел 4. МТО и кадровое обеспечение Коррекция п. 1.3 Коррекция УП ОПОП Расчет часов УП, ПП ОПОП Сверка БУП Коррекция программы ПМ

Подходы к распределению часов по УД и ПМ Согласно ФГОС (раздел 6. Требования к структуре ОПОП. Таблица «Структура ОПОП») дано общее количество часов на циклы дисциплин и на профессиональные модули. Задача 1: рабочей группы ОУ сделать примерную разбивку часов по УД и ПМ с учетом следующих подходов: 1. объем часов на УД не менее 32 часов (обязат.аудит.нагр.); 2. на основе сравнительного анализа объема содержания на основе требований к результату (из ФГОС) примерсравнительного анализа ПОМНИТЕ: при разбивке часов на ПМ следует учесть, что в ФГОС (раздел 6. Требования к структуре ОПОП. Таблица «Структура ОПОП». Подцикл «Профессиональные модули») предусмотрен объём часов только на МДК. Объем часов на учебную практику дан в УП.00, на производственную практику ( по профилю специальности – СПО)- в ПП.00.

Подходы к распределению часов по общепрофессиональным УД и ПМ Задача 2: сделать примерную разбивку часов учебной и производственной практики по ПМ и включить в рабочий учебный план. ПОМНИТЕ: выделите объем часов на ПМ 04. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (СПО). Задача 3: после разработки всех рабочих программ УД и ПМ : -выполнить анализ структуры и примерного содержания всех УД и ПМ; -устранить дублирование содержания в УД и ПМ; ПОМНИТЕ: структура программы УД и ПМ соответствует принципу единства теоретического и практического обучения -откорректировать разбивку часов по УД и ПМ Задача 4: внести откорректированный объем часов в рабочий учебный план ОПОП. рабочий учебный план ОПОП.

Как планировать практики (СПО) В ОПОП СПО производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики. В ОПОП СПО между ПМ должен быть распределен весь объем учебной практики и производственной практики (практики по профилю специальности). Преддипломная практика не входит в состав ПМ.

Как планировать практики (НПО) В ОПОП НПО между ПМ должен быть распределен весь объем учебной и производственной практик, которые являются их составной частью. Все виды практик, входящие в состав ПМ, могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках ПМ.

Разработка ОПОП включает следующие этапы: 1 этап: анализ результатов деятельности 2 этап: разработка черновых вариантов РУП (на основе БУП и примерных УП) разработка программ ПМ, при необходимости коррекция РУП 3 этап: разработка программ УД, при необходимости коррекция РУП

Разработка ОПОП в целом, рабочего учебного плана (РУП), программ каждого профессионального модуля (ПМ) и каждой учебной дисциплины (УД) требует экспертизы и корректировки после прохождения каждого этапа Обязательные требования к разработке ОПОП

МДК и Дисциплины Последовательность разработки профессиональных модулей и дисциплин ОПОП знать ФГОСФГОС Практика уметь иметь практический опыт 19

Разработка ОПОП в целом, рабочего учебного плана (РУП) в обязательном порядке должна осуществляться командой, включающей специалистов- разработчиков программ по всем профессиональным модулям (ПМ) и учебным дисциплинам (УД). Разработка программ ПМ в большинстве случаев также предполагает командную работу. В меньшей степени это касается программ УД, однако и их разработка, как минимум, требует внутренней экспертизы. Обязательные требования к разработке ОПОП

Источники региональных требований к качеству профессионального образования Социально-экономические тенденции развития региона Основные стратегические документы развития региона Маркетинговые исследования рынка труда

Учебный план основной профессиональной образовательной программы В учебном плане ОПОП следует указывать - обязательную и максимальную учебную нагрузку обучающегося в часах по каждой из изучаемых дисциплин, по каждому профессиональному модулю и междисциплинарному курсу; - обязательную нагрузку в часах и неделях по учебной и производственной практике. Объем учебной нагрузки по циклам должен совпадать с объемом, указанным в тексте ФГОС для обязательной части циклов ОПОП. Объем учебной нагрузки по всем видам практики должен соответствовать объемам, указанным в тексте ФГОС. Количество часов, отведенных на вариативную часть циклов ОПОП, должно совпадать с указанным во ФГОС.

Титульный лист Титульный лист График (календарный) учебного процесса Пояснительная записка к учебному плану План учебного процесса Календарный график аттестации

Расчет практикоориентированности для РУП СПО ЛПЗ+(УП+ПП+ПДП)+КР ПрО= ·100% УНобщ.+ (УП+ПП+ПДП) где ПрО – практикоориентированность; ЛПЗ – суммарный объем лабораторных и практических занятий (в часах); УП – объем учебной практики (в часах); ПП – объем производственной практики (в часах); ПДП – объем преддипломной практики (в часах) КР – объем часов на курсовую работу (проект); УНобщ. – суммарный объем общей учебной нагрузки (в часах)

Расчет практикоориентированности для РУП НПО ЛПЗ+(УП+ПП) ПрО= ·100% УНобщ.+ (УП+ПП) где ПрО – практикоориентированность; ЛПЗ – суммарный объем лабораторных и практических занятий (в часах); УП – объем учебной практики (в часах); ПП – объем производственной практики (в часах); УНобщ. – суммарный объем общей учебной нагрузки (в часах)

ДОПУСТИМЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОСТИ разработка чернового варианта БУП и определение «нагрузки» по каждой дисциплине, ПМ (МДК + практика) ОПОП НПО: 70–85% ОПОП СПО базовой подготовки: 50–65% ОПОП СПО углубленной подготовки: 50–60%

Основные профессиональные образовательные программы (ОПОП) - образовательная услуга п и 7.1. РУП + Программы инвариантных дисциплин Программы вариативных дисциплин Программы профессиональных модулей (включая практику) /80 30/20

Вопросы? Комментарии?

Спасибо за внимание