Оптимизация психофизиологической адаптации у студентов при дифференцированном применении немедикаментозных тренирующих факторов Специальность: – психофизиология Исполнитель - Лобозова Оксана Васильевна Научный руководитель: д.м.н., профессор МОСЯГИН Игорь Геннадьевич
Актуальность проблемы В настоящее время отмечается прогрессирующий рост напряженности учебно-профессиональной деятельности человека, что предъявляет крайне высокие требования к уровню психофизиологических функциональных возможностей. Представляется необходимым проведение автоматизированного скринингового контроля успешности учебно-профессиональной адаптации лиц с напряженным характером труда. Представляется необходимым проведение автоматизированного скринингового контроля успешности учебно-профессиональной адаптации лиц с напряженным характером труда. Одним из перспективных путей оптимизации учебно- профессиональной адаптации является дифференцированное использование немедикаментозных тренирующих факторов (гипоксические и криотермические воздействия).Одним из перспективных путей оптимизации учебно- профессиональной адаптации является дифференцированное использование немедикаментозных тренирующих факторов (гипоксические и криотермические воздействия).
Цель исследования научное обоснование дифференцированного применения немедикаментозных тренирующих средств для оптимизации психофизиологической адаптации студентов
Задачи исследования 1. Провести структурно-динамический анализ психофизиологических показателей у студентов с различным уровнем адаптивных способностей в процессе первого года обучения. 2. Установить особенности динамики психофизиологического статуса студентов при применении различных немедикаментозных тренирующих факторов (гипокситерапии и криотерапии). 3. Оценить влияние дифференцированных немедикаментозных тренирующих факторов на динамику адаптивных способностей в процессе учебно- образовательной деятельности. 4. Научно обосновать и разработать программу оптимизации психофизиологической адаптации студентов первых курсов обучения с дифференцированным применением немедикаментозных тренирующих средств.
В исследование методом сплошной выборки планируется включить студентов 1 курса СтГМУ и курсантов школы полиции Критерии включения в группу: лица мужского пола, здоровые, возраст Критерии не включения в группу: лица женского пола, лица, имеющие хронические заболевания, возраст старше 21 года. Организация исследования
Исследуемые группы 1 группа – лица с низким уровнем адаптивных способностей; 2 группа – студенты с умеренно выраженными адаптивными способностями; 3 группа – лица с высоким уровнем адаптивных способностей
Курсы немедикаментозных тренирующих факторов 1 – гипокситерапии ( нормобарической гипоксической); 2 – криотерапии; 3 – гипокси- и криотерапии.
Этапы исследования Фоновые Через 1 месяц с момента начала обучения Через 3 месяца с момента начала обучения Через 6 месяцев (учитываются итоги первой сессии) Через 1 год ( учитываются итоги второй сессии).
Методы исследования Исследование спонтанной и вызванной биоэлектрической активности головного мозга (ЭЭГ) Исследование сенсорных и сенсомоторных качеств (ПЗМР, СЗМР) Автоматизированная оценка адаптационного потенциала Оценка силы нервной системы (теппинг-тест) Реоэнцефалография (РЭГ) Исследование психоэмоционального фона (методика Люшера); Функциональные пробы с респираторными нагрузками (пробы Штанге и Генча) Оценка субъективного статуса (САН) Исследование качества жизни (CF36) Опрос экспертов Анализ документов (журналы успеваемости, аттестационные листы, экзаменационные ведомости)
Примерный план диссертации Введение. Глава 1. Современные представления о проблеме оптимизации учебно-профессиональной адаптации лиц с напряженным и сложным характером труда (обзор литературы). Глава 2. Материалы и методы исследований. Глава 3. Комплексная оценка особенностей психофизиологической дизадаптации у студентов и курсантов медицинских вузов в начальном периоде обучения; специалистов опасных профессий (результаты собственных исследований и их обсуждение). Глава 4. Обоснование дифференцированного использования гипоксических и криотермических воздействий в коррекции дизадаптационных проявлений лиц с напряженным характером учебно-профессиональной деятельности (результаты собственных исследований и их обсуждение). Заключение. Выводы. Практические рекомендации. Список литературы.
Годовые этапы исследований 2014 г. - Работа с литературными источниками, отработка методического комплекса, рабочих протоколов и программы исследования. Проведение пилотного исследования по теме диссертации, подготовка к публикации материалов по теме работы, апробация работы – участие в научно-практических конференциях г. - Завершение исследований по теме диссертации, работа с литературными источниками, подготовка к публикации материалов по теме диссертации, апробация работы – участие в научно-практических конференциях. Написание введения, обзора литературы и главы 2 (Материалы и методы исследования) г. - Написание глав собственных результатов и их обсуждения, заключения, выводов, практических рекомендаций, оформление списка литературы. Написание автореферата. Проведение апробации работы. Сдача диссертации в диссертационный совет.
На данный момент По теме диссертации собрано и обработано в виде обзора литературы более 150 источников отечественных и зарубежных авторов. Подготовлены материалы к главе 2 (Организация и методы исследования).
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ