Принципы формирования национальной системы квалификаций О.Н. Олейникова Д.п.н. Директор Центра изучения проблем профессионального образования Россия, Москва.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Понятие качества профессионального образования и обучения О.Н. Олейникова Д.п.н., профессор Директор Центра изучения проблем профессионального образования.
Advertisements

КРУГЛЫЙ СТОЛ ПО СТАНДАРТАМ КАЧЕСТВА ПРОГРАММ ГРАЖДАНСКОГО И НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ КОРОТКЕВИЧ.
Профессиональные стандарты как основа подготовки квалифицированных кадров. Международный опыт О.Н. Олейникова д.п.н. Директор Центра изучения проблем профессионального.
Разработка рамок квалификаций Казахстан ноября 2008 г., г. Турин.
Проект по разработке национальных рамок квалификаций в странах СНГ А.А. Муравьева, К.ф.н., ведущий эксперт Центра изучения проблем профессионального образования.
27 ноября 2015 года Москва, ПРЕЗИДЕНТ-ОТЕЛЬ Докладчик: Власова Маргарита Александровна генеральный директор Общероссийского отраслевого объединения работодателей.
Нижний Тагил, 2013 Профессиональный стандарт по профессии «сварщик» как ресурс управления конкурентоспособностью персонала.
Проблемы и пути решения противоречий в системе « университет – рынок труда – работодатель » Докладчик : доцент Лукьянихин В. А. Рабочая группа: Телиженко.
Разработка системы признания сертификатов, полученных выпускниками образовательных учреждений профессионального образования и другими категориями граждан.
Профессиональный стандарт как механизм регулирования качества рабочей силы Машукова Наталья Дмитриевна - директор Центра развития профессиональных квалификаций.
Национальная система квалификаций – назначение, принципы разработки, роль в модернизации профессионального образования Центр изучения проблем профессионального.
ПОНЯТИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА.
АНО «Научно-методический центр подготовки водителей» Совершенствование системы подготовки профессиональных водителей транспортных средств.
РЫНОК ТРУДА Санкт-Петербурга Председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга доктор экономических наук Дмитрий Семенович Чернейко.
Цели и задачи, основные проблемы и механизм профессиональной стандартизации и сертификации в сфере HR Докладчик: Федин В.В., Генеральный директор ФГУП.
1 Разработка национальной системы квалификаций в России Национальное агентство развития квалификаций Лейбович Александр Наумович,
Вариативная составляющая основных профессиональных образовательных программ НПО/СПО в Самарской области Светлана Ефимова, директор ЦПО Самарской области,
Национальное агентство развития квалификаций. Национальная система квалификаций Основные элементы Национальной системы квалификаций Профессиональные стандарты.
Инновационные подходы к разработке профессиональных стандартов А.А. Муравьева к.ф.н. Эксперт Центра изучения проблем профессионального образования.
2015 г. П 11. Перечня поручений Президента РФ от 17 июля 2012 г «При выработке единых принципов оценки профессиональной подготовки рабочих кадров.
Транксрипт:

Принципы формирования национальной системы квалификаций О.Н. Олейникова Д.п.н. Директор Центра изучения проблем профессионального образования Россия, Москва

2 Базовые понятия Квалификация Квалификация –официально признанное/подтвержденное (в виде диплома/сертификата) освоение лицом в процессе формального и неформального обучения набора знаний, умений, отношений и опыта (компетенций), соответствующих требованиям к трудовой деятельности в рамках конкретного занятия/профессии (требований профессионального стандарта); готовность работника к качественному выполнению конкретных функций в рамках определенного вида трудовой деятельности. Единица квалификации –элемент/составная часть квалификации, соотносимая с одной трудовой функцией, отраженной в профессиональном стандарте, которая может быть официально сертифицирована.

3 Основные понятия Компетенция Компетенция –набор знаний, умений, опыта и отношений, актуализация которого обеспечивает качественное выполнение работником трудовой функции в знакомых и незнакомых трудовых ситуациях в соответствие с требованиями профессиональных стандартов.

4 Основные понятия Национальная система квалификаций Национальная система квалификаций –средство согласования спроса на квалификации работников со стороны работодателей (рынка труда) на основе настоящих и перспективных требований рынка труда, сформулированных в терминах таких критериев, как: характер знаний, умений и компетенций предложения квалификаций со стороны системы образования и обучения

5 Национальная система квалификаций Включает в себя: –перечень областей профессиональной деятельности (видов экономической деятельности) с входящими в них наименованиями профессий/занятий (Классификатор профессий/занятий); –профессиональные стандарты; –процедуру (правила и механизмы) признания (регистрации) профессиональных стандартов; –Национальную рамку квалификаций (НРК); –Каталог квалификаций; –систему обеспечения качества квалификаций.

6 Национальная система квалификаций Способствует: –формированию в стране «рынка квалификаций» вместо «рынка дипломов»; –согласованию различных подсистем квалификаций: высшего образования, непрерывного профессионального образования, общего среднего образования и т.д.; –получению работниками официального признания новых квалификаций и компетенций, освоенных в процессе трудовой деятельности вне рамок формального образования и обучения; –повышению мотивации граждан к профессиональному совершенствованию; –повышению ценности формального образования

7 Национальная система квалификаций Позволяет: – осуществить типологизацию квалификаций на основе: требований рынка труда в функциональном разрезе и с опорой на компетенции, –сформировать образовательные программы и курсы обучения для каждой квалификации, –создать инструменты и процедуры оценки, приводящие к присвоению квалификаций, –разработать типологию квалификационных свидетельств.

8 Национальная рамка квалификаций Ядро НСК – Национальная рамка квалификаций:Ядро НСК – Национальная рамка квалификаций: –системное и структурированное по уровням описание квалификаций, признаваемых на национальном и международном уровне, посредством которых: осуществляется измерение и взаимосвязь результатов обучения устанавливается соотношение дипломов, свидетельств/сертификатов об образовании и обучении.

9 Национальная рамка квалификаций: позволяет обоснованно классифицировать имеющиеся (или новые) квалификации; предполагает модернизацию существующих путей и способов освоения и присуждения квалификаций; обеспечивает: –повышение качества квалификаций; –расширение доступа к получению квалификаций; –преемственность и официальное признание квалификаций как выпускников системы профессионального образования, так и действующих работников. Попытка «привязать» НРК к существующим уровням образования – контрпродуктивна! Это, по сути, просто замена одних названий другими.

10 Механизмы, поддерживающие НРК механизмы и институты оценки и валидации/сертификации/ и аккредитации компетенций и квалификаций; информационная инфраструктура, включая: –консультационные службы –службы профориентации

11 Важность сертификации компетенций Возможность оценивать и сертифицировать компетенции позволяет: –снизить затраты на получение квалификации за счет признания неформального обучения (обучения в процессе труда) –поэтапное осваивать квалификации и переносить единицы квалификаций из одного контекста в другой при смене траекторий обучения –совершенствовать повышение квалификации и обучение действующих работников, вызванное развитием инноваций и техническим прогрессом.

12 Разработка НСК и НРК Необходимо: провести анализ и описать требования к выполнению трудовых функций по областям профессиональной деятельности, –ранжировать их по уровням, –сгруппировать их по единицам квалификации (т.е. разработать профессиональные стандарты/профессиональный профили), –соотнести их с требованиями к программам обучения и дипломам и сертификатам внести изменения и дополнения в существующую нормативно-правовую базу сформировать институциональную инфраструктуру подготовить работников для сертифицирующих органов

13 Профессиональный стандарт - Многофункциональный нормативный документ, определяющий в рамках конкретного вида экономической деятельности требования к:Многофункциональный нормативный документ, определяющий в рамках конкретного вида экономической деятельности требования к: –содержанию трудовой деятельности и условиям ее осуществления, –квалификации работника, описанной в терминах знаний, умений, уровня ответственности, самостоятельности и нестандартности выполняемой деятельности (компетенций), необходимых для выполнения набора трудовых функций, соответствующих конкретному занятию на рынке труда; –профессиональному образованию и обучению, необходимому для соответствия данной квалификации.

14 Профессиональный стандарт Разрабатывается на основе функционального анализа, т.е.: –описания области профессиональной деятельности в терминах функций –описания каждой функции в терминах знаний, умений, уровня ответственности, самостоятельности и нестандартности входящих в них действий –распределения функций по уровням квалификации Профессиональный стандарт разрабатывается на основе данных опроса большой выборки предприятий

15 Разработка профстандартов позволяет: Обновить –классификатор профессий/занятий; –перечень программ/направлений обучения (НПО, СПО, ВО); Сформировать –типологию квалификаций; –перечень квалификаций (Каталог квалификаций); –систему оценки квалификаций/компетенций, позволяющей оценивать квалификации, освоенные как в рамках формального, так и неформального образования.

16 Организационные механизмы НСК (1) Отраслевые советы по развитию квалификаций Отраслевые советы по развитию квалификаций –Формируются отраслевыми работодателями для координации спроса и предложения умений и квалификаций рабочей силы в интересах повышения эффективности и производительности предприятий данной отрасли. –Миссия Советов: содействие достижению оптимального соотношения спроса и предложения умений на рынке труда обеспечение роста инвестиций работодателей в профессиональное образование и обучение.

17 Отраслевые советы Цели и задачи: повышение участия работодателей в организации и реализации программ профессионального образования и обучения установление требований к квалификациям работников путем разработки профессиональных стандартов и отраслевой рамки квалификаций мониторинг отраслевого рынка труда консолидация предприятий в рамках отрасли формулирование требований к программам профессионального образования и обучения разработка обоснованных предложений по эффективному использованию государственного финансирования для обеспечения качественной рабочей силой отраслевых рынков труда

18 Организационные механизмы НСК (2) Национальный институт квалификаций:Национальный институт квалификаций: –анализ данных мониторинга отраслевых рынков труда –анализ профессиональных стандартов и отраслевых рамок квалификаций –формирование системы сертификатов для официального признания квалификаций, освоенных различными способами –создание Каталога квалификаций –организация работ по созданию и поддержанию электронной платформы, информирующей о: потребностях в рабочей силе, возможностях освоения и сертификации квалификаций и трудоустройства, региональных службах по профориентации и развитию карьеры

19 Каталог квалификаций Содержит: –описание квалификаций, определенных субъектами рынка труда, –необходимые для их освоения программы образования и обучения (модули обучения) Является: –основой для оценки компетенций и сертификации квалификаций, обеспечивая их объективность, достоверность и обоснованность.

20 Каталог квалификаций Принцип построения: квалификация – единицы квалификации – модули обучения. Описание каждой квалификации: –Дата утверждения квалификации –Название квалификации –Обобщенная группа занятий (профессий), к которой относится квалификация; наименование области профессиональной деятельности/вида экономической деятельности –Уровень квалификации –Код –Единицы квалификации (трудовая функция, соотносимая с единицей квалификации, профессиональный контекст (средства труда, предметы труда), требования к уровню ответственности, самостоятельности и принятия решений). –Модули обучения - по единицам квалификации (название и номер единицы квалификации, квалификационный уровень, результат обучения и критерии оценки, содержание -знания и умения, требования к контексту обучения (помещение, преподаватели, требования к поступлению)

21 Организационные механизмы НСК (3) Сертифицирующие организации –разрабатывают критерии сертификации квалификаций, основанных на рамке квалификаций и профессиональных стандартах; –проводят оценку компетенций и присвоение квалификаций; –публикуют и распространяют информацию, относящуюся к сертификации квалификаций.

22 Общие выводы Национальная система квалификаций –предназначена для расширения возможностей освоения квалификаций, необходимых для: профессиональной деятельности, привлечения инвестиций в развитие человеческого капитала (освоение квалификаций) оптимизации расходования средств на образование и обучение. –способствует формированию «рынка квалификаций» –способствует сближению требований работодателей к работникам и содержания программ профессионального образования и обучения

23 Общие выводы Национальная система квалификаций (НСК) –обеспечивает согласованность различных подсистем квалификаций (высшего образования, образования взрослых, среднего образования, и особенно квалификаций профессионального образования) Оптимальная конфигурация НСК предполагает –наличие системы обеспечения качества, обеспечивающей официальное признание обучения, удовлетворяющей работодателей, обучающихся и другие заинтересованные стороны

24 Общие выводы НСК предоставляет: работодателямработодателям –надежные индикаторы для понимания уровня компетенций у кандидатов на рабочие места и работников; –ясные ориентиры при сопоставлении квалификаций; –средства выявления недостатка в компетенциях и потребностей в обучении (формальном и неформальном, включая обучение на рабочем месте); –индикаторы качества квалификаций и их значимости на национальном уровне; работникамработникам –возможность обоснованно планировать собственное обучение и карьеру;

25 Общие выводы НСК предоставляет: лицам, отвечающим за разработку политики в сфере образования и обучения –данные для формирования образовательных программ, включая программы непрерывного профессионального образования и обучения, рычаги управления этой системой; органам по обеспечению качества –способы и методы точного определения требований к свидетельствам и дипломам; –методы создания и признания минимальных стандартов, отвечающих потребностям сферы труда; –средства мониторинга системы квалификаций;

26 Общие выводы НСК предоставляет: обучающим организациям –информацию об: официальных квалификациях, механизмах обеспечения качества; способах взаимодействия и коммуникации с работодателями, на основании которых они могут четко формулировать цели программ обучения и методы оценки.

27 Общие выводы НРК, как ядро НСК: –позволяет упорядочить программы формального профессионального образования с точки зрения соответствия их содержания требованиям работодателей (предложение образовательных услуг); –содействует развитию карьеры, трудоустройству и систематизации информации о возможностях обучения и трудоустройства (спрос на услуги по образованию и обучению);

28 Общие выводы НРК, как ядро НСК: –обеспечивает прозрачность и международную сопоставимость квалификаций; совершенствование регулирования, законодательства и институциональной инфраструктуры в области развития человеческих ресурсов, координацию и единство квалификаций, доступ граждан к освоению новых квалификаций и выбор различных траекторий образования и обучения, накопление и переноса квалификаций, эффективную адаптацию граждан к изменяющимся условиям и требованиям сферы труда, –формирует основу для системного прогнозирования потребности в квалификациях.

29 Спасибо за внимание! Центр изучения проблем профессионального образования , г. Москва ул. Гончарная, д.3, стр.1 офис 43 Тел.: Тел./факс: