Разработка программ ориентированных на конечный результат (адаптация конечных результатов обучения в рабочих программах требованиям Дублинских дескрипторов) Ибрагимова А.Г., Сейдахметова А.А. Шымкент, 2014
Ответьте на вопросы!
Компетенции - способность студентов к практическому применению приобретенных в процессе обучения знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности
Компетентностный подход ключевые характеристики Валидный каталог компетенций Учет всех сфер компетенций: знания-навыки- отношения Задачи обучения в терминах РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ (измеримые, специфичные, студент-ориентированные) Четко обозначенные уровни компетенций Обратное планирование с согласованием результатов обучения программы-курсов- занятий Конструктивная выверка - цели- методы оценки –методы преподавания
Образовательная программа – это академический план, содержащий: ЦЕЛИ: знания, навыки и отношения, требующие усвоения СОДЕРЖАНИЕ: предметное содержание, отобранное целью передачи специфических знаний, навыков и отношений ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ: расстановка предметов и опыта, направленных на достижение специфических результатов обучения УЧАЩИЕСЯ: как план будет адресован специфическим группам учащихся УЧЕБНЫЕ ПРОЦЕССЫ: учебная деятельность, посредством которой проводится обучение УЧЕБНЫЕ РЕСУРСЫ: материалы и окружение, используемое в процессе обучения ОЦЕНКА КАЧЕСТВА: стратегии, используемые для определения того, насколько принятые решения по поводу элементов академического плана являются оптимальными КОРРЕКЦИЯ: улучшение плана, основанное на опыте и оценке
Основные характеристики образовательной программы, основанной на компетенциях 1. Программа ориентирована на профессиональную практику, в центре стоит профессия 2. Программа основана на студент- центрированном подходе, в центре стоят уже приобретенные и необходимые для дальнейшего развития студентом компетенции и постоянная обратная связь студенту 3. Программа основана на конструктивистском подходе, целью является компетентность, не знание как в когнитивизме и не достижение как в бихевиоризме 4. Программа предполагает роль преподавателя как «когнитивного руководителя», поощряющего студента активно задавать вопросы и прояснять невысказанные предположения
5. Программа создает образовательную среду, направленную на развитие компетенций. 6. Программа включает развитие общих компетенций, интегрированных во всю образовательную программу (обучение, умение учиться, саморефлексия, самооценка, выявление и решение проблем, фокус на инновациях). 7. Программа фокусирует методы оценки на оценку компетенций, больше чем оценку знаний и навыков, причем оценка включает как формативную, так и суммативную оценку, и является частью процесса развития компетенций. 8. Базируется на создании профилей и идентификации компетенций.
Результаты обучения ЭТО ТО, ЧТО ОБУЧАЮЩИЙСЯ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ, ПОНИМАТЬ И/ИЛИ БЫТЬ В СОСТОЯНИИ ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ В КОНЦЕ ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ 9 Основные понятия
Результатоориентированный подход в образовании Основные понятия Результаты должны применяться на трех уровнях: На местном (образовательные программы) На Национальном (Национальная рамка квалификаций) На международном уровне (Европейская рамка квалификаций)
11 НСК как механизм интеграции рынка труда и рынка образования Образовательные программы Профессиональные стандарты РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Рынок труда Рынок образования
В рамках специальности высшего образования вузом самостоятельно разрабатываются различные образовательные программы в соответствии с - Национальной рамкой квалификаций - Профессиональными стандартами, согласованные с - Дублинскими дескрипторами - Европейской рамкой квалификаций Государственный общеобязательный стандарт высшего образования Утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года 1080
Дескрипторы (descriptors) - описание уровня и объема знаний, умений, навыков и компетенций, приобретенных студентами по завершении образовательной программы соответствующего уровня (ступени) высшего и послевузовского образования Дескрипторы базируются на результатах обучения, сформированных компетенциях, а также общем количестве кредитов (зачетных единиц)
Трудовой Кодекс Республики Казахстан дополнен главой 10-1 «Национальная система квалификаций» («О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Казахстан» от 17 февраля 2012 года 566-IV ЗРК) 14 Национальная система квалификаций (НСК) – это совокупность механизмов правового и институционального регулирования спроса и предложений на квалификации специалистов со стороны рынка труда
Структура НСК Оценка профессиональной подготовленности Национальная рамка квалификаций (НРК) Отраслевые рамки квалификаций (ОРК) Профессиональные стандарты (ПС) ЦЕЛЬ НСК создание гибкой системы квалификаций в РК на основе эффективных механизмов правового и институционального регулирования взаимодействия профессионального образования и рынка труда
Национальная рамка квалификаций Республики Казахстан Национальная рамка квалификаций Республики Казахстан Структура описания уровней квалификации задана аналогично ЕРК: используются обобщенные показатели «знания – умения – общие компетенции»; учитывается накопительный принцип, направленный на признание предыдущего обучения на основе результатов формального, неформального, информального образования; базируется на концепции образования в течение всей жизни Структура описания уровней квалификации задана аналогично ЕРК: используются обобщенные показатели «знания – умения – общие компетенции»; учитывается накопительный принцип, направленный на признание предыдущего обучения на основе результатов формального, неформального, информального образования; базируется на концепции образования в течение всей жизни включает описание восьми квалификационных уровней, основанных на результатах обучения Утверждена совместным приказом и.о. Министра труда и социальной защиты населения РК от г. и Министра образования и науки РК от г.
Дублинские дескрипторы первого уровня Демонстрировать знания и понимание в изучаемой области, включая элементы наиболее передовых знаний в этой области Применять эти знания и понимание на профессиональном уровне Формулировать аргументы и решать проблемы в изучаемой области Осуществлять сбор и интерпретацию информации для формирования суждений с учетом социальных, этических и научных соображений Сообщать информацию, идеи, проблемы и решения, как специалистам, так и неспециалистам
Дублинские дескрипторы второго уровня Демонстрировать развивающие знания и понимание, полученные на уровне высшего образования, которые являются основой или возможностью для оригинального развития или применения идей, часто в контексте научных исследований Применять знания, понимание и способность решать проблемы в новых или незнакомых ситуациях в контекстах и рамках более широких (или междисциплинарных) областей, связанных с изучаемой областью
Дублинские дескрипторы второго уровня Интегрировать знания, справляться со сложностями и выносить суждения на основе неполной или ограниченной информации с учетом этической и социальной ответственности за применения этих суждений и знаний Четко и ясно сообщать свои выводы и знания и их обоснование специалистам и неспециалистам Продолжать обучение самостоятельно
Результаты обучения по специальности «Фармация» 20 бакалавриатмагистратура Дисциплина «Фармакология»Дисциплина «РИЛС» - Демонстрирует знания предмета и задач фармакологии - Определяет различия между лекарственным веществом, лекарственной формой, лекарственным средством - Знает основные лекарственные формы - Знает международные непатентованные названия основных лекарственных веществ, классификацию и номенклатуру лекарственных средств -Умеет проводить поиск и обработку данных о лекарственных средствах для консультирования врачей, фармацевтов, населения по вопросам их применения информации - Систематизирует изменения, происходящие в современной фармакологии и фармакотерапии, в связи с динамичным развитием фармацевтической отрасли в области создания лекарственных средств - Описывает процессы разработки и внедрения лекарственных средств с учетом требований международных стандартов надлежащей практики - Исследует острую и хроническую токсичность лекарственных средств растительного происхождения - Оценивает научные основы рационального использования лекарственных средств с точки зрения доказательной медицины - Обобщать научные познания в области РИЛС - Принимает участие в групповых дискуссиях по оценке использования лекарственных средств
Компетенции бакалавра фармации в ЮКГФА Компетенция «Адвокат здоровья» Компетенция в области естественных и специальных наук Компетенция «Навыки научных исследований» Компетенция предпринимательства Компьютерная и информационная компетентность Компетенция «Коммуникативные навыки» (культурная компетенция, критическое мышление, креативность, способность работать в команде, иноязычная компетентность) Компетенция «Клинические навыки» (интернатура, резидентура, СД)
Конечные результаты обучения Дублинские дескрипторы Компетенции специальности, разработанные в ЮКГФА Результаты обучения дисциплины Результат обучения ОП А Демонстриро вать знания и понимание в изучаемой области, включая элементы наиболее передовых знаний в этой области Компетенция в области естественных и специальных наук Демонстрирует знания предмета и задач фармакологии Владеет фармакологической терминологией Определяет различия между лекарственным веществом, лекарственной формой, лекарственным средством Знает основные лекарственные формы Р 25