Использование иллюстраций при изучении литературного художественного текста
1. Использование иллюстраций для воссоздания контекста
Сенная площадь
Почти пригнувшись головой К ногам, обвитым бечевой, Обуты в лапти, вдоль реки Ползли гурьбою бурлаки, И был невыносимо дик И страшно ясен в тишине Их мерный похоронный крик - И сердце дрогнуло во мне. Унылый, сумрачный бурлак! Каким тебя я в детстве знал, Таким и ныне увидал: Все ту же песню ты поешь, Все ту же лямку ты несешь, В чертах усталого лица Все та ж покорность без конца... (Н.А.Некрасов «На Волге») И.Е.Репин «Бурлаки на Волге»
2. Использование иллюстраций для акцентирования внимания на специфических особенностях художественного текста
- «А кого же на примете Ты имеешь?» - «Да на свете, Говорят, царевна есть, Что не можно глаз отвесть. Днем свет божий затмевает, Ночью землю освещает - Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А сама-то величава, Выступает, будто пава; Сладку речь-то говорит, Будто реченька журчит. Только, полно, правда ль это?» А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» Врубель М.А. "Царевна-лебедь"
Алексей Федорович Мерзляков Среди долины ровныя, На гладкой высоте, Цветет, растет высокий дуб В могучей красоте. Высокий дуб, развесистый, Один у всех в глазах; Один, один, бедняжечка, Как рекрут на часах! Взойдет ли красно солнышко, Кого под тень принять? Ударит ли погодушка, - Кто будет защищать? Ни сосенки кудрявыя, Ни ивки вкруг него, Ни кустики зеленые Не вьются вкруг него. Ах, скучно одинокому И дереву расти! Ах, горько, горько молодцу Без милой жизнь вести! Есть много злата, серебра - Кого им подарить? Есть много славы, почестей - Но с кем их разделить? Ни роду нет, ни племени В чужой мне стороне; Не ластится любезная Подруженька ко мне. Не плачется от радости Старик, глядя на нас; Не вьются вкруг малюточки, Тихохонько резвясь. Возьмите же все золото, Все почести назад; Мне родину, мне милую, Мне милой дайте взгляд! Шишкин И.И. "Среди долины ровныя…"
светло-синий небесный лазурный сапфировый васильковый
лазурный Лазурь - цвет предвечерного неба
сапфировый Сапфир – драгоценный камень светло-синего цвета
васильковый Василек – светло-синий полевой цветок, растущий во ржи
И. А. Бунин. «ЛИСТОПАД» (Отрывок) Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Весёлой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, ёлочки темнеют, А между клёнами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пёстрый терем свой.
3. Использование иллюстраций для заострения внимания на отдельных элементах текста
Казалось бы, разговор князя был самый простой; но чем он был проще, тем и становился в настоящем случае нелепее, и опытный камердинер не мог не почувствовать что-то, что совершенно прилично человеку с человеком и совершенно неприлично гостю с человеком. Ф. М. Достоевский «Идиот»
Человек – 1. Живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда. 2. В России при крепостном праве: дворовый слуга, служитель, лакей, а позднее официант, слуга.
«Настасья Петровна Коробочка». Художник П. Боклевский.
Минуту спустя вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком- то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов. Н. В. Гоголь «Мертвые души»
«Настасья Петровна Коробочка». Художник П. Боклевский. «Чичиков и Коробочка у самовара». Художник А. А. Агин.
XXI Стихи на случай сохранились, Я их имею; вот они: "Куда, куда вы удалились, Весны моей златые дни? Что день грядущий мне готовит? Его мой взор напрасно ловит, В глубокой мгле таится он. Нет нужды; прав судьбы закон. Паду ли я, стрелой пронзенный, Иль мимо пролетит она, Всё благо: бдения и сна Приходит час определенный; Благословен и день забот, Благословен и тьмы приход!..» XXIII Так он писал темно и вяло (Что романтизмом мы зовем, Хоть романтизма тут нимало Не вижу я; да что нам в том?) И наконец перед зарею, Склонясь усталой головою, На модном слове идеал Тихонько Ленский задремал…