Разработка и внедрение специальных федеральных образовательных стандартов для детей с ОВЗ Институт Коррекционной педагогики РАО Институт-коррекционной-педагогики.РФ
Не все дети с ОВЗ охвачены образованием Дети с тяжелыми нарушениями развития не могут освоить цензовую школьную программу и на этом основании признаются необучаемыми, система образования их отторгает Дети с минимальными нарушениями развития, как правило, поступают в массовую школу, но в большинстве случаев не получают там необходимой им коррекционной помощи Недопустимо нарушение прав детей с ОВЗ на адекватное их возможностям и потребностям образование. Проблемы
Гарантировать каждому ребенку с ОВЗ реализацию права на образование, соответствующего его потребностям и возможностям, вне зависимости от: степени тяжести нарушения развития; способности к освоению цензового образования; вида учебного заведения ( общее, специальное, комбинированное); региона проживания Смысл разработки СФГОС
Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с нарушениями: слуха зрения речи опорно-двигательного аппарата задержкой психического развития умственной отсталостью ранним детским аутизмом множественными нарушениями развития Специфика
Уровень развития пришедшего в школу ребенка с ОВЗ зависит не столько от медицинского диагноза, сколько от качества предшествующего обучения и воспитания, коррекционной помощи Специфика
от практически нормально развивающихся, но испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. от ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. Принципиальные различия наблюдаются не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в нее категории детей. Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик
Дифференцированный стандарт У детей с одним и тем же медицинским диагнозом могут наблюдаться явные различия уровня психического развития, поэтому для каждой категории детей с ОВЗ необходимо иметь несколько вариантов стандарта образования. Детям с ОВЗ требуется дифференциация уровней образования
к результатам образования структуре основной программы условиям образования конечному уровню образования (цензовый, нецензовый, индивидуальный) Предмет стандартизации – требования:
Первый вариант СФГОС (цензовый уровень) Полноценное освоение первого варианта СФГОС ребенком с ОВЗ в обычной школе возможно при создании условий для реализации особых образовательных потребностей, включая специальную помощь в формировании жизненной компетенции. Ребенок получает цензовое образование - сопоставимое по уровню с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. При этом среда и рабочее место ребенка должны быть организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья
Второй вариант СФГОС (цензовый уровень) Полноценное освоение второго варианта стандарта возможно при создании специальных условий для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей всех обучающихся детей. Второй вариант стандарта отличается от первого усилением внимания к формированию полноценной жизненной компетенции, использованию полученных знаний в повседневной жизни. Предусматривается специальная работа по введению ребенка в более сложную социальную среду. Обязательной является организованная интеграция, выбор ее формы должен отвечать индивидуальным потребностям каждого учащегося. Ребенок получает цензовое образование, но в иные - пролонгированные - сроки, находясь в среде сверстников со сходными проблемами здоровья. Допускается введение 1-2 учащихся с иными проблемами здоровья, но сходными возможностями в получении цензового образования в данных условиях. Среда и рабочее место организуются в соответствии с составом учащихся класса
Третий вариант СФГОС (не цензовый) Ребенок получает начальное школьное образование, по уровню соответствующее возможностям ребенка с умеренной умственной отсталостью в группе детей со сходными образовательными потребностями. Обязательной является организация специального обучения и воспитания. В структуре основной образовательной программы при неизбежном значительном редуцировании академического компонента кардинально расширяется область развития жизненной компетенции применительно к каждой области образования. Предусматривается специальная работа по введению ребенка в более сложную социальную среду с целью расширения опыта контактов и максимально возможной для него социальной интеграции. Предусматривается для детей с ОВЗ, не способных к освоению цензового уровня начального школьного образования даже в пролонгированные сроки и при наличии специальных условий обучения. Этот вариант СФГОС ориентирован на детей с умеренной умственной отсталостью или детей с множественными нарушениями развития, чьи возможности в получении образования сопоставимы с ними.
Четвертый вариант специального стандарта Этот вариант стандарта предусматривается для детей, в силу выраженности и тяжести проблем здоровья, находившихся до настоящего времени вне системы образования, фактически признаваемых «необучаемыми». Ребенок получает начальное школьное образование, уровень которого определяется исключительно его индивидуальными возможностями, резко ограниченными состоянием здоровья. Обязательной и единственно возможной является индивидуальная основная образовательная программа. В структуре индивидуальной основной образовательной программы при неизбежном и существенном редуцировании академического компонента кардинально расширяется область развития жизненной компетенции. Предусматривается специальная организация всей жизни ребенка для реализации его особых образовательных потребностей в условиях школы и дома. Программой предусматривается специальная работа по включению ребенка в детский коллектив, введение в более сложную предметную и социальную среду. Поэтапно и планомерно расширяется жизненный опыт и повседневные социальные контакты в доступных для ребенка пределах. Исключается изоляция от образовательной системы и замыкание в условиях дома или учреждения социальной защиты. ( индивидуальный уровень конечного результата школьного образования)
Четвертый вариант ( индивидуальный уровень образования ) Ребенок получает начальное школьное образование, уровень которого определяется исключительно его индивидуальными возможностями, резко ограниченными состоянием здоровья. Обязательной и единственно возможной является индивидуальная основная образовательная программа. В структуре индивидуальной основной образовательной программы при неизбежном и существенном редуцировании академического компонента кардинально расширяется область развития жизненной компетенции. Предусматривается специальная организация всей жизни ребенка для реализации его особых образовательных потребностей в условиях школы и дома. Программой предусматривается специальная работа по включению ребенка в детский коллектив, введение в более сложную предметную и социальную среду. Поэтапно и планомерно расширяется жизненный опыт и повседневные социальные контакты в доступных для ребенка пределах. Исключается изоляция ребенка от образовательной системы и замыкание в условиях дома или учреждения социальной защиты. Этот вариант стандарта предусматривается для детей, в силу выраженности и тяжести проблем здоровья, находившихся до настоящего времени вне системы образования, фактически признаваемых «необучаемыми».
Печатные СМИ ИКП РАО
ЕГЭ и дети с ОВЗ К участникам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, в том числе глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие. Выпускники XI (XII) классов с ОВЗ имеют право добровольно выбрать формат выпускных испытаний – это может быть единый государственный экзамен либо государственный выпускной экзамен.единый государственный экзаменгосударственный выпускной экзамен Существуют специальные правила организации ЕГЭ для выпускников 11 классов с ограниченными возможностями здоровья.