ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ - РАССУЖДЕНИЯ ПО ОТРЫВКУ в. Астафьева «Льняное поле в цвету» Цель: анализ предложенного текста, определение проблематики, осмысление авторской позиции через анализ изобразительно- выразительных средств.
ЛЬНЯНОЕ ПОЛЕ В ЦВЕТУ
АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ «ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА» Природа живет и действует в «Слове о полку Игореве», но человек не замечает ее предупреждений или игнорирует их, как Князь Игорь. Лермонтов: мир природы противостоит обществу. Природа способна дарить надежду на духовное возрождение. И. С. Тургенев. Природа и разрушающая ее деятельность человека.. М. Пришвин живет в своем микромире, он замечает детали, не бросающиеся в глаза, и выводит их на первое место. Природа рождает в художнике движение души и мысли. Природа и движения человеческой души рождает проблему ответственности и понимания безответственности общества. А. Фет, вглядываясь в окружающий мир, фиксирует отдельные штрихи, то, что созвучно его настроению. Природа учит человека ощущать гармонию с окружающим миром. Ф. Тютчев. Природа обладает высшей силой, она одухотворена, очеловечена. Природа бессмертна, а человек смертен и несет в себе разрушающее начало. Для человека возможен лишь миг приобщения к природе. Л. Н. Толстой. Небо Аустерлица разрушает тщеславные планы героя, уничтожает мнимых кумиров. Мысль о счастье естественной жизни человека.
Голубое поле под голубым небом…
РОЖДЕНИЕ КАРТИНЫ ЭПИТЕТЫ, АНТИТЕЗА ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР Мотив незащищенности и слабости. МЕТАФОРА – СИЛА, КРАСОТА И ВЕЛИЧИЕ, В ОСНОВЕ КОТОРЫХ ТРУД. Присутствие человека, верящего в результаты своего труда незримо.
О ЛЕКСИКЕ Интерес лингвистов к просторечной лексике велик. Это объясняется не только слабой изученностью просторечного словаря, но и той разнообразной ролью, которую играет просторечная лексика в функционировании и развитии русского языка в целом: просторечная лексика – один из неизменных компонентов устной разговорной речи, придающих ей эмоциональность и выразительность. Просторечная лексика – одно из важных слагаемых языка художественных произведений. Употребление таких слов оправдано определённой целью автора представить конкретную среду или конкретный характер.
ВЫВОДЫ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ Синекдоха - употреблении формы единственного числа вместо множественного, придает существительным собирательное значение. В применении синекдохи заключается одна из особенностей искусства слова, требующая наличия воображения, с помощью которого явление характеризует читателя и писателя. Мятущийся -устар, высок, причастие от мястись; испытывающий постоянное сильное беспокойство, не находящий себе покоя Антоним : спокойный, уравновешенный
Автор противопоставляет беспокойной, суетной жизни общества спокойную уравновешенную жизнь природы и традиционную жизнь народа.