Управление инновационными процессами в образовании Управление инновационными процессами в образовании Автор: Журавлева Наталья Николаевна, к.п.н, доцент кафедры УОС и А НГПУ
Литература 1. Лазарев В.С. Системное развитие школы. – М: Сумнительный К.Е. Инновации в образовании: вымысел и реальность. М.: Чистые пруды, Найн А.Я. Инновации в образовании.- Челябинск, Новикова Т.Г. Экспертиза инновационной деятельности. М.: Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. – М., Пономарев Н.Л. Образовательные инновации: государственная политика и управление. М.: Управление развитием инновационных процессов в школе /Под ред. Т.И.Шамовой, П.И. Третьяков. – М.: Хуторской А.В. Педагогическая инноватика.М.:Академия, Уваров А.Ю. Распространение инновационных учебно- методических материалов.-М.:Университет.2009.
СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИЙ Понятие «Инновация» происходит от лат. «innovate» - обновление, улучшение. Понятие «Инновация» происходит от лат. «innovate» - обновление, улучшение. Инновации – это изменения, способствующие улучшению, совершенствованию, развитию образовательной практики. Инновации – это изменения, способствующие улучшению, совершенствованию, развитию образовательной практики. Инновации – это внедренные новшества. Инновации – это внедренные новшества. Новшества - это оформленный результат исследований, разработок или экспериментальных работ. Новшества - это оформленный результат исследований, разработок или экспериментальных работ. Инновационный процесс – внедрение новшеств, превращение их в инновации. Инновационный процесс – внедрение новшеств, превращение их в инновации. Инновация – это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения определенного эффекта. Инновация – это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения определенного эффекта.
Соотношение традиционного и инновационного в образовании. Понятия «традиции» и «инновации» не только не противостоят друг другу, но взаимодополняют друг и составляют единое целое. Понятия «традиции» и «инновации» не только не противостоят друг другу, но взаимодополняют друг и составляют единое целое. Отношения между традициями и инновациями не двумерные, а трехмерные: любая традиция – начало новой новации; всякая инновация завершается традицией. Отношения между традициями и инновациями не двумерные, а трехмерные: любая традиция – начало новой новации; всякая инновация завершается традицией. Чем больше традиций в образовании, тем больше новаций. Чем больше традиций в образовании, тем больше новаций.
Классификация инноваций. По области, в которой осуществляется инновация, они подразделяются на: По области, в которой осуществляется инновация, они подразделяются на: Инновации в содержании. Инновации в содержании. Инновации в организации. Инновации в организации. Инновации в технологии. Инновации в технологии. Инновации в управлении. Инновации в управлении.
Классификация инноваций. По инновационному потенцилу все инновации делятся на: По инновационному потенцилу все инновации делятся на: Модификационные инновации. Модификационные инновации. Комбинаторные инновации. Комбинаторные инновации. Радикальные инновации. Радикальные инновации.
Структуры инновационного процесса. Деятельностная структура. Деятельностная структура. Субъектная структура. Субъектная структура. Уровневая структура. Уровневая структура. Структура жизненного цикла. Структура жизненного цикла. Управленческая структура. Управленческая структура.
Программа развития как основная стратегия ОУ Структура программы развития: 1. Информационная справка об ОУ. 1. Информационная справка об ОУ. 2. Анализ деятельности ОУ по системе swot. 2. Анализ деятельности ОУ по системе swot. 3. Концепция развития. 3. Концепция развития. 3.1 Введение. 3.1 Введение. 3.2 История ОУ. 3.2 История ОУ. 3.3 Социокультурная ситуация. 3.3 Социокультурная ситуация. 3.4 Цель и задачи ОУ. 3.4 Цель и задачи ОУ. 3.5 Теоретические основы целеполагания. 3.5 Теоретические основы целеполагания. 3.6 Модель выпускника. 3.6 Модель выпускника. 3.7 Модель педагога. 3.7 Модель педагога. 3.8 Модель воспитательно системы. 3.8 Модель воспитательно системы. 3.9 Модель управления. 3.9 Модель управления. 4. План действий по реализации концепции.(Можно по проектам или по подпрограммам) 4. План действий по реализации концепции.(Можно по проектам или по подпрограммам)
Функции управления инновационными процессами 1. Диагностика (анализ ситуации, выявление проблем). 2. Генерация идей, прогноз. 3. Программирование. 4. Стимулирование. 5. Организация. 6. Контроль и оценка.
МАТРИЦА ИННОВАЦИОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ Этапы нововведения Организация управления Осознание необходимости перемен Перераспреде- ление власти и делегирование полномочий Перераспреде- ление ресурсов Отработка целей и новых ценностей персонала Подготовка нововведений ********* Апробация нововведений ********* Внедрение нововведений ********* Контроль нововведений ********* Оценка результатов нововведений *********
Инновационная система ОУ Входы системы Процессы системы Результаты системы Новшества Иннова- ционный процесс процесс Изменения в педагоги- ческой системе Технология внедрения Кадры Технические средства
Инновационная обстановка Результативность ИП (инновационных процессов) определяется совокупностью условий, способствующих протеканию инновационных процессов – благоприятной инновационной обстановкой.
Какие это условия? 1. Наличие нормативно-правовой базы. 2. Проведение активной инновационной политики в ОУ. 3. Создание экономических механизмов стимулирования педагогов. 4. Создание информационной системы ОУ. 5. Предоставление широких возможностей по повышению квалификации.
Технологические этапы управления инновациями I ЭТАП ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ II ЭТАП ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ III ЭТАП ПРАКТИЧЕСКИЙ (внедрение) IV ЭТАП КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ V ЭТАП СОЗДАНИЕ И АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОГО БАНКА