Мониторинг образовательной деятельности: технология разработки и особенности организации Бурдельная Юлия Анатольевна, заведующий кафедрой управления и экономики образования БОУ ДПО «ИРООО», к.п.н.
Образовательный мониторинг это система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития
Особенности мониторинга ОД объектом мониторинговых исследований является процесс реализации образовательной программы и/или образовательных программ; по масштабу цели мониторинг реализации образовательных программ будет стратегическим (уровень функциональной стратегии), охватывающим весь цикл ее освоения обучающимися; по частоте процедур, используемому инструментарию мониторинговые исследования будут систематическими и стандартизованными в процессе ее реализации. Следовательно, мониторинг реализации образовательных программ (мониторинг образовательной деятельности на конкретной ступени образования) должен представлять собой систему отслеживания динамики полученных обучающимися промежуточных результатов путем определения и осуществления стандартизированных процедур.
Заметка на полях… Даешь повсеместное внедрение ФГОС! Вперед к планируемым результатам! А может выстроить новый образ результата, который в отличие от требований, выдвигаемых в прежней системе целевых ориентиров, будет действовать в логике «от успешной школы - к успехам ребёнка»?..
Принятие управленческих решений на основе данных мониторинга образовательной деятельности или контекстный анализ информации мониторинга реализации образовательной программы
Особенности деятельности по разработке мониторинга реализации основной образовательной программы в ОУ п/п Содержание деятельност и Цели деятельности Результат деятельности 1. Классификац ия основных и вспомогатель ных (рабочих) процессов образовательн ой деятельности Выделение и характеристика процессов, обеспечивающих реализацию образовательной программы (образовательную деятельность) на конкретной ступени образования. Определение минимума необходимой информации для эффективного управления реализации ООП в рамах выделенных процессов. Разработан реестр рабочих процессов образовательной деятельности и/или карта рабочих процессов образовательной деятельностиреестр рабочих процессов образовательной деятельности Принято управленческое решение о направлениях мониторинговых исследований в школе (выделены обязательные и вспомогательные процессы)
Особенности деятельности по разработке мониторинга реализации основной образовательной программы в ОУ п/п Содержание деятельност и Цели деятельности Результат деятельности 2. Регламентаци я процедур, необходимых для осуществлени я мониторинга Определение источников необходимой информации о реализации основных и вспомогательных процессов образовательной деятельности, методов ее получения, ответственных за проведение мониторинговых процедур. Определение методов статистической обработки данных и подходов к оформлению результатов Определен инструментарий мониторинга образовательной деятельности, разработаны регламенты мониторинговых исследований, требования к оформлению результата разработаны требования
Особенности деятельности по разработке мониторинга реализации основной образовательной программы в ОУ п/п Содержание деятельност и Цели деятельности Результат деятельности 3. Выявление связи информации, получаемой в процессе мониторинга Выявление уровней управления, используемых полученную информацию в процессе принятия управленческих решений Определение каналов распространения информации на всех уровнях управления образовательной деятельности, способов ее хранения Выделены каналы распространения необходимой для каждого уровня управления реализацией ООП информации Определены необходимые программные средства для распространения информации Контрольные точки ВШК определены с учетом получаемой информации
Особенности деятельности по разработке мониторинга реализации основной образовательной программы в ОУ п/п Содержание деятельност и Цели деятельности Результат деятельности 4. Нормативное закрепление деятельности по осуществлени ю мониторинга образовательн ой деятельности Разработка нормативных актов, регламентирующих проведение процедур мониторинга реализации ООП Разработана циклограмма и/ или технологическая карта мониторинга, Положение об организации мониторинга образовательной деятельности (можно по ступеням образования)циклограмма
Проблемы в организации мониторинга ОД Переизбыток информации Невозможность сделать выводы из-за нечеткости информации Труднодоступный формат и сложность доступа информации Запаздывание информации
Заметка на полях… Перед входом в бар «Гадкий койот» висят правила. Это не что иное, как управление ожиданиями потребителя… Зачем руководителю нужна информация о достигнутом прогрессе учеников в достижении ими планируемых результатов?
Выводы: ООП – логическая схема для разработки инструментария управления ОД Информация, полученная при проведении мониторинга ОД должна анализироваться в контексте ООП с учетом особенностей ОУ Информация, полученная при проведении мониторинга ОД используется для принятия эффективных управленческих решений Цель циклограммы мониторинга ОД – определение достигнутого прогресса в достижении панируемых результатов ОД
До года по адресу: Представить описание мониторинга одного из процессов образовательной деятельности: 1. Полное наименование ОУ 2.Ф.И.О. авторов разработки 3. Электронный адрес, адрес сайта ОУ 4. Описание характеристики процесса образовательной деятельности 5. Определение процедур, инструментария проведения мониторинга данного процесса образовательной деятельности 6. Локальный нормативный акт, регламентирующий организацию мониторинга образовательной деятельности в ОУ (при наличии)