УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ОУ: ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ Катыщук Светлана Михайловна Горностаев Александр Октавьевич
Компетенция или компетентность? Компетенция – «отчужденное, наперед заданное требование» … Компетентность – «состоявшееся личностное качество»… А.В. Хуторской
Требования к деятельности руководителя ОУ Знает Владеет способом деятельнос ти Опыт Результат Компетенция Компетеность
В чем специфика деятельности ОУ, а значит и руководителя ОУ? Ситуация будущего Школа будущего Школа настоящего Ситуация настоящего
Составляющие управленческой компетентности ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ - качество действий руководителя, обеспечивающих своевременное и оптимальное решение управленческих проблем и типичных профессиональных задач; видение проблем и их преодоление; нахождение нестандартных решений задач; гибкость и готовность принимать происходящие изменения, умение их инициировать и управлять ими; владение современными технологиями управления качеством образования, коллективом; владение проектными технологиями; умение видеть, развивать возможности и ресурсы работников КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТНТНОСТЬ - качество действий руководителя, обеспечивающих эффективное взаимодействие с различными организациями, органами власти и управления, их представителями; владение деловой перепиской; умение вести переговоры, выполнять представительские функции, общаться с коллегами по работе; способность разрешения напряженных и конфликтных ситуаций, стимулирования партнера к прояснению его позиций, предложений; владение навыками ораторского искусства, активного слушания (умение слышать и понимать партнера), аргументации и убеждения, мотивации подчиненных ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ - качество действий руководителя, обеспечивающих эффективное восприятие и оценку информации, отбор и синтез информации в соответствии с системой приоритетов; использование информационных технологий в управленческой деятельности, работа с различными информационными источниками и ресурсами, позволяющими проектировать решение управленческих, педагогических проблем и практических задач, ведение школьной документации на электронных носителях ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ - качество действий руководителя, обеспечивающих эффективное использование в управленческой деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти; разработку локальных нормативных правовых актов; принятие управленческих решений в рамках существующей законодательной базы
Требования к результату Концептуаль ное видение будущего ОУ имеет программу развития на ближайший период; Программа имеет обоснованные и ресурсообеспеченные цели и задачи; Компоненты программы согласованы между собой; Программные цели встроены в контекст развития региональной и федеральной систем образования Руководство педагогичес ким коллективом 100% обеспеченность педагогическими кадрами ОУ; Положительная динамика по уровню квалификации педагогических кадров в ОУ относительно аналогичных показателей других образовательных учреждений данного типа и вида в муниципальной системе образования; Соответствие качества результатов и размера заработной платы педагогов Руководство образовательным процессом Результат деятельности педагогов ОУ как опосредованный результат деятельности руководителя, проявляющийся как: положительная динамика академической успеваемости учащихся; позитивные результаты по дидактогенным заболевания учащихся; позитивные проявления воспитанности учащихся образовательного учреждения, активной гражданской позиции; Обеспечена положительная динамика относительно аналогичных показателей других образовательных учреждений данного типа и вида в муниципальной системе образования
Требования к результату Управление организацией Результаты управленческой деятельности как непосредственный результат деятельности руководителя образовательного учреждения: состояние материально-технической базы учреждения соответствует современным требования к осуществляемой образовательной деятельности; в образовательном учреждении созданы безопасные условия, соответствующие требованиям ПБ, Сан ПиН, техники безопасности; профессиональная компетентность педагогов отвечает современным требования к осуществляемой образовательной деятельности (образование, квалификация, владение современными образовательными технологиями и т.д.); эффективное использование финансового ресурса образовательного учреждения; нормативно-правовая документация уровня образовательного учреждения соответствует осуществляемой деятельности и нормативно-правовым актам регионального и федерального уровней. Обеспечено достижение результатов по данным показателям Проявление профессионал ьных качеств в деятельности руководителя Руководитель образовательного учреждения имеет цель собственной управленческой деятельности. Эта цель обоснована проблемами, потребностями управленческой деятельности в ОУ и существующей ситуацией. задачами развития ОУ, она конкретна, измерима и ресурсно обеспечена Цель управленческой деятельности встроена в контекст деятельности региональной и федеральной систем образования Реализация заявленной цели управленческой деятельности соответствует представленным результатам. Для реализации цели выбраны адекватные способы и средства, отвечающие современным требованиям к организации управления ОУ Укрепление сообщества ОУ Участие органов государственно-общественного управления в формировании образовательной стратегии ОУ, оценке результатов его деятельности; Образовательное учреждение является участником муниципальных проектов, имеющих значимость для развития муниципальной системы образования и территории в целом
Требования к результату Профессионал ьное развитие Профессиональное образование (ПК), направлено на преодоление проблем управленческой деятельности и решение новых управленческих задач; Обеспечено изменение управленческой деятельности в контексте освоенного содержания ПК Обеспечение психологичес кого климата в образователь ном учреждении Обеспечивает психологический климат в образовательном учреждении, способствующий эффективной образовательной деятельности – самооценка руководителя Духовно- нравственная позиция руководителя (поступки, поведение, характер) Проявляет духовно-нравственную позицию в своих поступках, поведении, характере, не противоречащую общечеловеческим нормам, ценностям – отношение родителей, учащихся, работодателя
Формирование и развитие управленческой компетентности в СПК Обеспечение: Знаний; Владения способами деятельности; Опыта применения; Результата. Главный принцип организации работы со «слушателями» - обеспечить единство процессов: – Освоение знаний и способов деятельности; – Проектирование деятельности; – Осуществление деятельности; – Рефлексия деятельности; – Коррекция: знания, способа деятельности, проекта…
Формирование и развитие управленческой компетентности в СПК Знания Проект * Р Вариант Пример курса ПК +- 1 часть 1 варианта «Современный образовательный менеджмент» «Менеджмент в системе образования и здравоохранения» Качественное проектирование Не ясно был ли этап реализации и рефлексии 1 вариант«Управленческая компетентность»Целостно весь цикл Практика условно реальная 2 вариант Менеджмент в системе общего образования Целостно весь цикл в реальности -