Разработка образовательных стандартов 3 поколения и учебных планов по специальностям высшего образования первой ступени.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Актуальные вопросы разработки и экспертизы типовых учебных планов и образовательных стандартов высшего образования первой ступени Главное управление учебной.
Advertisements

ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Разработка ООП в соответствии с требованиями ФГОС.
Особенности организации практики с магистрантами Жуковский А.Т., Начальник учебно-методического отдела.
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Актуальные вопросы технологии реализации ФГОС ВПО.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Проблемы формирования учебных планов при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС.
Показатели оценки соответствия учебных планов требованиям ФГОС С.С. Андриянов - зам. начальника УМЛ и МО.
О НЕКОТОРЫХ ПОДХОДАХ К РАЗРАБОТКЕ ПРИНЦИПОВ НАЧИСЛЕНИЯ КРЕДИТОВ В ВПО РФ Бершадская М.Д. Денисович Л.И. Щирина И.В. Гадрани Л.А.
Методика проектирования учебных планов подготовки бакалавров и магистров по направлению «Менеджмент» в РГАУ-МСХА Методика проектирования учебных.
Кыргызский технический университет им. И.Раззакова (КТУ им. И. Раззакова) О РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
СИСТЕМА ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ Предложения по внедрению в технических вузах.
1 Разработка учебных планов основных образовательных программ высшего профессионального образования в логике ФГОС ВПО Харитонова О.В., начальник отдела.
Методические рекомендации попроектированию ООП в соответствии сфедеральными государственнымиобразовательными стандартамивысшего профессиональногообразования.
С РОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая последипломный отпуск,
ООП в соответствии со стандартами третьего поколения в бакалавриате экономического факультета.
Организация профильного обучения по индивидуальным учебным планам (ИУП) Зам. директора по УВР С.В.Голикова.
ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ показателей деятельности образовательного учреждения ВПО, необходимых для установления его государственного статуса Критерии показателей.
ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ НОВОГО ПРОЕКТА ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ –ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Ю.Л. Костюк Томский.
Особенности формирования учебных планов в соответствии с ФГОС СОО.
Транксрипт:

Разработка образовательных стандартов 3 поколения и учебных планов по специальностям высшего образования первой ступени

Изменения в учебно-плановой документации В соответствии с приказом Министерства образования от «О переходе на дифференцированные сроки получения высшего образования первой ступени» в Макете отражены измененные требования к составлению графика образовательного процесса и структуре типового учебного плана по специальности (табл.1,2,3)

Структура типового учебного плана скорректирована таким образом: Определены три цикла дисциплин: социально- гуманитарных, общепрофессиональных, специальных дисциплин Исключен цикл естественнонаучных дисциплин в качестве обязательного По каждому циклу выделены два компонента: государственный компонент и компонент учреждения образования Увеличен компонент УВО(25-40% от объема часов аудиторной работы) Сокращен объем работы по циклу социально- гуманитарных дисциплин: с 14-16% от общего объема аудиторных занятий в ОС РБ-2 до 7-10% в проекте Макета ОС РБ-3 (приказ Министерства образования от )

Таблица 2 пп Наименование видов деятельности студента, циклов дисциплин, дисциплин Объем работы (часов)Зачетные единицы Коды формируемых компетенций Всегоиз них аудиторные занятия 2 2 самостоятельна я работа Цикл социально- гуманитарных дисциплин 7-10 % Государственный компонент % Компонент учреждения высшего образования % компетенции определяются учреждением высшего образования Цикл общепрофессиональ ных дисциплин % Государственный компонент % Компонент учреждения высшего образования 35-40% компетенции определяются учреждением высшего образования Цикл специальных дисциплин % Государственный компонент %

Развитие и конкретизация компетентностного подхода С учетом опыта проектирования и реализации образовательных стандартов в России и Украине, а также опыта ведущих вузов УВО Беларуси в Макете введена кодификация компетенций. При этом учитывался алгоритм кодификации компетенций стандарта второй ступени (магистратуры) г. В пункте 7.5. Макета вместо ранее выделяемых дидактических единиц определено, что содержание дисциплин должно быть представлено компетенциями. Дидактические единицы определяются на уровне учебных программ дисциплин.

компонент УВО по каждому циклу также сопровождается кодифицированными компетенциями (определяются УВО в учебных программах) Пример кодификации: Требования к академическим компетенциям специалиста: АК-1, АК-2, …… Требования к социально-личностным компетенциям специалиста: СЛК-1, СЛК-2, …… Требования к общепрофессиональным компетенциям специалиста: ОПК-1, ОПК-2, …… Требования к профессиональным компетенциям: ПК-ОУ-1 (организационно-управленческая деятельность) ПК-ПН-1 (проектная и научно-исследовательская деятельность)

6.2 Требования к академическим компетенциям специалиста Специалист должен: АК-1. Уметь применять базовые научно- теоретические знания для решения теоретических и практических задач. АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом. АК-3. Владеть исследовательскими навыками. АК-4. Уметь работать самостоятельно. 7

Математика В результате изучения дисциплины студент должен сформировать компетенции АК-2, СЛК-6, ПК-ОУ-6. В результате изучения дисциплины студент должен: знать: методы математического анализа, аналитической геометрии, линейной алгебры, теории функций комплексного переменного; основные понятия и методы теории вероятностей и математической статистики; численные методы решения инженерных задач; уметь: дифференцировать и интегрировать функции; производить действия над матрицами; решать уравнения математической физики. владеть: основными приемами обработки экспериментальных данных; методами аналитического и численного решения алгебраических и обыкновенных дифференциальных уравнений. 8

5.1 Сфера профессиональной деятельности специалиста Основными сферами профессиональной деятельности специалиста являются: – ___________________________________ ____________________________________ _ указываются сферы профессиональной деятельности в соответствии с ОКРБ «Виды экономической деятельности»

5.4 Задачи профессиональной деятельности специалиста Специалист должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач: – ______________________________________________________________ __________ перечисляются задачи профессиональной деятельности в соответствии с перечисленными в п.5.3 видами профессиональной деятельности 5.5 Возможности продолжения образования специалиста Специалист может продолжить образование на II ступени высшего образования (в магистратуре) преимущественно по следующим специальностям:_________________________________ указываются специальности в соответствии с ________________________________________________________________ ____________________ Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ

При разработке учебного плана учреждение высшего образования имеет право изменять количество часов, отводимых на освоение учебного материала: для циклов дисциплин – в пределах 5 %, для дисциплин, входящих в цикл, в пределах 10 % без превышения максимального недельного объема нагрузки студента и при сохранении требований к содержанию, указанных в настоящем стандарте При разработке учебного плана учреждения высшего образования по специальности (направлению специальности) рекомендуется предусматривать дисциплины по выбору студента в объеме до 50 % от количества учебных часов, отводимых на компонент учреждения высшего образования Учреждения высшего образования имеют право переводить до 20% предусмотренных типовым учебным планом по специальности аудиторных занятий в управляемую самостоятельную работу студента. 11

П Макета «Общие требования к контролю качества образования и средствам диагностики компетенций» (значительно расширен): С учетом опыта России определено требование о создании фондов оценочных средств, разрабатываемых кафедрами Приводится перечень современных диагностических средств Дан обширный (на выбор) перечень форм диагностирования компетенций

Дру гие изменения и дополнения в ОС Макет приведен в терминологическое соответствие с Кодексом РБ об образовании Определение общих целей подготовки специалиста, представленное в действующих образовательных стандартах, дополнено термином «практико- ориентированность» с учетом вышеуказанного государственного заказа по обновлению образовательных программ высшего образования. Композиционное построение проекта Макета, а также его редакционное оформление осуществлено с учетом прошедшей нормативно-прововой экспертизы стандарта магистратуры в Министерстве образования в 2011 году. Введен пункт 5.5. «Возможности продолжения образования специалиста» Введен пункт о возможности замены аудиторных занятий управляемой самостоятельной работой студентов 13

Основные разделы учебного плана: график образовательного процесса; сводные данные по бюджету времени (в неделях); план образовательного процесса; факультативные дисциплины; учебные практики; производственные практики; дипломное проектирование; итоговая аттестация 14

Оформление учебного плана 15 Цикл социально-гуманитарных дисциплин Цикл общепрофессиональных дисциплин Цикл специальных дисциплин Дополнительные виды обучения

16

17

18

График образовательного процесса 19

План образовательного процесса п/ п Наименование видов деятельности студента, циклов дисциплин, дисциплин Объем работы (часов) Всего Из них Аудиторные занятия Самост. работа 1. Цикл социально-гуманитарных дисциплин % Государственный компонент % Компонент учреждения высшего образования % 2.2. Цикл общепрофессиональных дисциплин % Государственный компонент % Компонент учреждения высшего образования % 3. Цикл специальных дисциплин % Государственный компонент % Компонент учреждения высшего образования % 4. Дополнительные виды обучения 20

Продолжительность каникул составляет 6-10 (11) недель в год. В зимний период – не менее 2 недель, летний – не менее 4 недель. Последипломный отпуск (4 недели) в графике образовательного процесса не ставится. 21

Экзаменационная сессия не менее 3-4 дней и не более 1 недели на каждый экзамен (2 недели – 2 или 3 экзамена, 3 недели – 3, 4 или 5 экзаменов, 4 недели – 4 или 5 экзаменов) 22

Цикл социально-гуманитарных дисциплин согласно Концепции оптимизации содержания, структуры и объема социально-гуманитарных дисциплин в учреждениях высшего образования 23 п/п Название цикла, интегрированного модуля, учебной дисциплины Количество часов Зачетных единиц Всего Аудиторных 1. Цикл социально-гуманитарных дисциплин Государственный компонент Интегрированный модуль «Философия» Интегрированный модуль «Экономика» Интегрированный модуль «Политология» Интегрированный модуль «История»72342 Компонент учреждения высшего образования

Цикл социально-гуманитарных дисциплин Рекомендуемое распределение интегрированных модулей по годам обучения: История, Политология – первый курс; Философия, Экономика – второй курс. Рекомендуемые формы контроля: Философия, Экономика – экзамен; История, Политология – зачет (дифференцированный зачет). Специализированные модули по выбору студента – зачет (дифференцированный зачет). 24

25

Дисциплина «Физическая культура» переносится в цикл «Дополнительные виды обучения». Количество часов по дополнительным видам обучения не входят в общую сумму количества часов учебных занятий. 26

27

Изучение белорусского языка, дисциплины «Иностранный язык» организуется в рамках цикла общепрофессиональных и специальных дисциплин. Объем указанных дисциплин и формы контроля определяет учебно-методическое объединение в сфере высшего образования. 28

«Основы экологии»; «Основы энергосбережения»; «Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций»; «Радиационная безопасность»; «Охрана труда» «Безопасность жизнедеятельности человека» (не менее 68 ауд. часов). Форма контроля определяется учреждением высшего образования (если зачет – общее количество часов – не менее 102 ч., если экзамен – не менее 138 ч.) 29 Непрофильные для соответствующей специальности

Изучение дисциплины «Основы управления интеллектуальной собственностью» может осуществляться как в рамках государственного компонента, так и в качестве дисциплины компонента учреждения высшего образования, дисциплины по выбору либо факультативной дисциплины. * При составлении учебных планов учреждениями высшего образования дисциплина "Основы управления интеллектуальной собственностью" планируется в качестве дисциплины компонента учреждения высшего образования, дисциплины по выбору или факультативной дисциплины. 30

Соотношение аудиторных часов и общего количества часов по дисциплинам коэффициент: 1,5 – 2,1 (на каждый экзамен добавляется по 36 ч.) Например, дисциплина «Государственное управление» ч. всего, 90 ауд., один экзамен, один зачет (186-36):90 = 1,7 (коэффициент) 31

Расчет трудоемкости учебной работы студента в зачетных единицах Одна зачетная единица соответствует академическим часам (расчет трудоемкости учебной дисциплины (курсовой работы, проекта) в зачетных единицах производится путем деления академических часов по этой дисциплине на с округлением до 0,5 по установленным правилам); зачетные единицы по дисциплине начисляются только при наличии отчетности по данной дисциплине; зачетные единицы за дополнительные виды обучения (физическую культуру, военную подготовку) не начисляются; трудоемкость практики, дипломного проектирования и итоговой аттестации рассчитывается исходя из количества отведенных на них недель: 1 неделя = 1,5 з.е.; сумма зачетных единиц должна быть равной 60 за 1 год обучения. 32

Минимальное количество зачетных единиц по дисциплине – 2. Как правило, это дисциплина объемом 34 ауд ч. Например, дисциплина «Белорусский язык (профессиональная лексика)» – 56 ч. всего, 34 ч. ауд., зачет. 33

Максимально допустимое общее количество часов = (количество недель теоретического обучения + экзаменационные сессии) × 54 часа Например, ( ) × 54 = 7668 Минимальное общее количество часов = (количество недель теоретического обучения + экзаменационные сессии) × 54 часа – 200 ( ) × 54 = 7668 (max) 7668 – 200 = 7468 (min) 34

Максимальный объем учебной нагрузки студента в неделю составляет 54 академических часа; 24 максимальная недельная аудиторная нагрузка студента – 30 ч., минимальная – 24 ч.; факультативы – не более 2-х часов в неделю сверх максимально допустимой недельной нагрузки. 35 Недельная нагрузка

36 Пример 4

37 Количество часов учебных занятий в неделю – кол-во ауд. ч. в семестре разделить на кол-во недель в этом семестре 1 семестр 544:18 = 30,2 2 семестр 516:17 = 30,3 Общее количество часов – не более 54 в неделю (кол-во недель в семестре + кол-во недель экз. сессии в этом семестре) × 54 = максимальное кол-во) 1 семестр (18+3) × 54 = 1134 (max) 2 семестр (17+3) × 54 = 1080 (max)

Совмещение практики с теоретическим обучением Например, одна неделя учебной практики в 3-м семестре совмещается с теоретическим обучением. Общее количество часов в 3-ем семестре = 1080; максимально допустимое общее количество часов в 3-м семестре – 1134 (18 недель теоретического обучения + 3 недели экз. сессии) × 54 = 1134); = 54 (часа на 1 неделю практики) 38

Формы отчетности: курсовая работа (проект) указывается количество часов на выполнение; количество зачетных единиц 39

Формы отчетности: курсовая работа (проект) как правило, не более 1 курсовой работы и 1 курсового проекта в семестр, исключая первый курс и, как правило, последний семестр. 40

Формы отчетности: экзамены, зачеты количество экзаменов, которые выносятся на каждую экзаменационную сессию, не должно превышать пяти, а количество зачетов в семестре, как правило, не должно быть более семи ( не включая зачет по физической культуре). Общая сумма экзаменов и зачетов в одном семестре не должна превышать одиннадцати ( не включая зачет по физической культуре); наличие отчетности в последнем семестре преподавания дисциплины. 41

Унификация типовых учебных планов По группам специальностей, направлениям образования (профилям образования) часы по естественнонаучным и общепрофессиональным дисциплинам государственного компонента и названия этих дисциплин необходимо унифицировать. 42