УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ Проф. Л. Гительман 1 Уральский Федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина Москва, 21 ноября 2013 Научно-образовательный центр «ИНЖЭК»
2 Суть проблемы Профессиональное образование управленческих кадров не соответствует задачам обновления промышленности не способны действовать в условиях неопределенности и стремительных перемен не понимают взаимосвязей инженерных технологий с экономическими результатами и конкурентоспособностью бизнеса не подготовлены к организации инновационной деятельности не обладают знаниями и навыками для работы в глобальной среде и международных проектах Логика решения проблемы: новые задачи – новые требования к компетенциям – новая образовательная парадигма – новые методы и технологии обучения
3 Новые акценты в управленческой деятельности Расширение системных взаимосвязей бизнеса с многообразием технологий Знание инженерных основ производства, его взаимосвязей с экономикой и финансами Продвижение технологических инноваций Оценка технико-экономических показателей новых технологий Организация сервисного обслуживания Общая интеллектуализация задач менеджмента Интерпретация неопределенностей Создание собственной методологии решения новой задачи Готовность действовать на опережение Организация инновационных процессов Усиление междисциплинарного подхода Инновационные команды Междисциплинарная практика Готовность к системным изменениям Владение инструментами осуществления изменений Глобализация управленческой деятельности Глобальное видение Работа на международных рынках Взаимодействие с консультантами, экспертами, разработчиками Кросс-культурные коммуникации
4 В фокусе – развитие в условиях неопределенности Глобальное видение и способность адаптировать его к новой ситуации Чувство контекста и умение осмыслить множество разнородных данных Навыки создания собственной методологии решения новой задачи Концептуальное проектирование Опора на аналитику, прогнозы, форсайты Инновационная организационная культура Способность к разумному риску
«КАК ЕСТЬ»«КАК ДОЛЖНО БЫТЬ» Загрузка студента, будущего менеджера известными знаниями Обучение принятию решений в условиях неопределенности От существующей теории к решению практической задачи От существующей теории к решению практической задачи От актуальной задачи к междисциплинарному исследованию и поиску ее эффективного решения умение работать в команде развитие методологической культуры и концептуального мышления умение быстро собирать, анализировать, обобщать информацию под новую задачу способность постоянно обновлять знания копирование лучших практик решение типовых задач с использованием традиционных инструментов 5 проектирование новых систем на известных принципах Новая образовательная парадигма
6 Направления совершенствования управленческого образования 1. Создание принципиально новой системы непрерывного образования менеджера в течение всей профессиональной жизни 2. Выработка навыков самообучения – новый объект учебной работы 3. Развитие методологической культуры менеджера 4. Применение междисциплинарного подхода как принципа организации учебного процесса (техника и технология, экономика и финансы, экология, право, менеджмент) 5. Формирование компетенции концептуального проектирования 6. Использование метода обучения, формирующего гибкость профессионального мышления и поведения, освоение междисциплинарных связей, понимание контекста, готовность к изменениям
7 Результаты эмпирического исследования (1) 1 - Знания естественно-научные, общеинженерные, о наукоемких технологиях и производствах, 2 – Управление, 3 - Экономика, 4 - Работа с информацией, 5 - Методы самообучения и саморазвития в условиях неопределенности, рисков, необходимости действий на опережение, 6 - Готовность к инновационной деятельности и изменениям, 7 - Английский язык и гуманитарные науки, 8 - Основы внешнеэкономической деятельности предприятия Бакалавры Эксперты:
8 Результаты эмпирического исследования (2) Магистры 1 - Знания естественно-научные, общеинженерные, о наукоемких технологиях и производствах, 2 – Управление, 3 - Экономика, 4 - Работа с информацией, 5 - Методы самообучения и саморазвития в условиях неопределенности, рисков, необходимости действий на опережение, 6 - Готовность к инновационной деятельности и изменениям, 7 - Английский язык и гуманитарные науки, 8 - Основы внешнеэкономической деятельности предприятия Эксперты:
9 Управленческое образование для глобального лидерства (1) На примере глобального энергетического образования (ГЭО) Предпосылки Межстрановые проблемы в энергетическом секторе Ускоренное распространение новых энерготехнологий Крупные транснациональные электроэнергетические и трубопроводные системы Международные энергорынки Нестабильность структуры энергоресурсов Унификация технических регламентов и экологических требований
10 Управленческое образование для глобального лидерства (2) Отличительные особенности ГЭО Учет геополитических интересов разных стран Методы разрешения государственных конфликтов и противоречий в энергоэкономической сфере Прогрессивные технологические и организационные способы функционирования энергетики Анализ долгосрочных энергоэкономических тенденций Разработка национальной энергетической политики и стратегий энергетических корпораций
11 Управленческое образование для глобального лидерства (3) Принципы программы ГЭО Универсальная энергетическая подготовка Междисциплинарный подход Освоение сценарно-прогностических методов Получение системных знаний в области развития энергетики Усиленная профессиональная языковая подготовка
Методология ИСКО реализует новую образовательную парадигму 12 Изучение контекста, бест-практик Проекты организационных преобразований, стажировки Технологии обучения, формирующие новые знания и компетенции Метод «В команде менеджеры и профессора» Консалтинг, инжиниринг Исследования, форсайты, деловые игры ИСКО – интегрированная система консультирования, обучения и преобразующих действий ИСКО - комплекс инструментов активного погружения в проблемно-ориентированную среду, содержащую интеллектуальные и мотивационные механизмы решения управленческих задач от поиска идей до воплощения инновационных решений
13 Обучение больше не фокусируется вокруг того, что говорит профессор, а концентрируется вокруг того, что делает студент, работая над проектом; профессор становится организатором процесса обучения, консультантом, модератором Обучающиеся активно обсуждают друг с другом различные вопросы, сотрудничают, вместе моделируют ситуации и постигают новые смыслы Студенты воспринимают учебные курсы не как отвлеченные учебные предметы, а как практико-ориентированный комплекс, способствующий решению реальных проблем Новая модель обучения
14 Опыт внедрения технологий в методологии обучения ИСКО Комплекс авторских обучающих технологий Разработка стратегии в режиме непрерывного обучения Обеспечение готовности управленческого персонала к модернизации Высокотехнологичный образовательный комплекс (ВТО-комплекс) Корпоративный менеджмент-инкубатор СИТО – Система Интенсивного Тренинга и Обучения молодых менеджеров Личная дорожная карта профессионализма Подготовка инновационных команд Мастер-класс концептуального проектирования Цикл Интеллектуальных Деловых Игр «ИДИ к вершинам мастерства» Практикум интеграции управленческого, инженерного и экономического опыта Тренинги ключевых компетенций
15 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!