ПС – Обзор модели надлежащей практики в странах-членах PEMPAL – Проект Визит Лидерской группы ПС сентябрь 2013 г. Совещание рабочей группы в Македонии Марк Силинс 1 PEMPAL Казначейское сообщество – Рабочая группа ПС
Замена старой традиционной практики на новую практику учета на широкой основе с помощью реформ Во многих случаях традиционное определение ПС было довольно узким – как правило структура, связанная с подготовкой финансовой отчетности Казначейством на основе принципа модифицированного начисления В конце 1990-х гг. сосредоточение внимания на фискальной консолидации и управлении обусловило разработку бюджетных классификаций на основе кассового принципа Эти две структуры часто не были интегрированы 2
Модернизация бухгалтерского учета и отчетности Страны пересмотрели свои подходы к учету, акцентируя внимание на соответствии МСУГС, а также отчетности согласно структуре РСГФ С 2008 г. существует гораздо более сильная конвергенция между МСУГС, т.е. финансовой отчетностью и бюджетным контролем и отчетностью. Появление средств автоматизации в каждой стране выдвинуло на первый план вопросы, связанные с разделением БК и ПС, и сейчас большинство стран признают возможность лучшей интеграции этих различных структур отчетности и учета. 3
Первый шаг заключается в том, чтобы правильно сформулировать и разработать систему УГФ в вашей стране – пример Грузии 4 НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК УПРАВЛЕНИЕ ДОЛГА УПРАВЛЕНИЕ БЮДЖЕТА ГРАЖДАНСКИЙ РЕЕСТР СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ АУДИТ АГЕНТСТВО ГОСУДАРСТВЕНН ЫХ ЗАКУПОК КАЗНАЧЕЙСТВО БЮДЖЕТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГЛАВНАЯ КНИГА ОТЧЁТНОСТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ПЕРВИЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ДОГОВОРОВ / ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СЧЁТ-ФАКТУРЫ /ПЛАТЕЖНОГО ПОРУЧЕНИЯ УЧЕТ ДОХОДОВ/ ПЕРЕВОД / ВОЗВРАТ УЧЕТ ДОХОДОВ/ ПЕРЕВОД / ВОЗВРАТ ЗАКУПКИ / ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ДЕБИТOР/ КРЕДИТОРЫ ПЛАТЕЖИ НЕМОНЕТАРНЫЕ ОПЕРАЦИИ, КРОМЕ АКТИВОВ И ИНВЕНТАРЯ НЕМОНЕТАРНЫЕ ОПЕРАЦИИ, КРОМЕ АКТИВОВ И ИНВЕНТАРЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ АКТИВАМИ И ИНВЕНТАРЕМ УПРАВЛЕНИЕ КАДРАМИ ЗАРПЛАТЫ СОТРУДНИКОВ БЮДЖЕТ/ АССИГНОВ АНИЯ БЮДЖЕТ/ АССИГНОВ АНИЯ СИСТЕМА ЭЛЕКТРОННОГ О ТЕНДЕРА ДОГОВОР ОСНОВАНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ДРУГИЕ ДОКУМЕНТЫ СЧЁТ-ФАКТУРА НЕМОНЕТАРНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ НЕМОНЕТАРНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ ОТЧЁТНОС ТЬ ДОЛГ НАЛОГИ ГЛАВНАЯ КНИГА $ $ $ ВНЕШНИЙ ВНУТРЕННИЙ RTGS
Архитектура информационных систем управления государственными финансами 5
Ministerul Finanţelor 6 Сегмент Действующая ДлинаНовая Длина Организационный Главный распорядитель средств 3 4 Организация 4 5 Тип организации 3 3 Функциональный Основная группа 2 2 Группа 2 1 Подгруппа 1 Программный Программа 3 2 Подпрограмма 1 2 Деятельность 3 Экономический Параграф/ подпараграф 3 Тип 1 Категория 1 Статья/подстатья 2 Раздел 1 Статья 1 Подстатья 1 Элемент 1 Сегмент источников средств Тип фонда 1 Уровень бюджета 1 Регистр фондов 3 Подуровень бюджета 1 Компонент 1 Подкомпонент 2 Происхождение источника 1 Категория специальных средств 1 Донор 3 Всего Структура ПС/БК для поддержки всех требований к отчетности и аналитике – схема ПС Молдовы
Обеспечение интеграции пяти основных требований к отчетности в ПС/БК Бюджетная отчетность Финансовая отчетность Макрофискальная отчетность Статистическая отчетность Управленческая отчетность и контроль 7
Использование GFSM2001 и общепринятых принципов бухгалтерского учета для правильной разработки структуры экономического сегмента Отношение между БК на кассовой основе и ПС по методу начисления Источник финанси рования Организ ация Проект Местоп оложен ие Програ мма Функци я Экономич еская Cash based budget Classificatio n БК на кассовой основе ПС по методу начисления БК – это субкомпонент ПС в экономическом сегменте структуры кода. После определения в БК структуры на кассовой основе можно разработать полный ПС, добавив в него некассовые требования. Использование GFS 2001 в качестве структуры
Конвергенция бюджетной, финансовой, статистической и макрофискальной отчетности 9 Финансовые активы – Финансирование бюджета Доходы Расходы – текущие расходы Нефинансовые активы – капитальные затраты Обязательства – финансирование бюджета Собственный капитал/чистые активы Эта структура поддерживает: Хорошо сформулированный бюджет Она позволяет осуществлять ежедневный мониторинг состояния бюджета Она поддерживает управление и прогнозирование денежных потоков Она поддерживает статистическую отчетность Она поддерживает учет на основе кассового принципа и принципа начисления, а также принципа модифицированного начисления согласно МСУГС Использование общих понятий бухгалтерского учета в качестве структуры (GFSM 2001) является логичным и всеобъемлющим для экономического управления и отчетности
Выводы презентации Реформа ПС должна осуществляться в контексте более широкой реформы УГФ. Разработка системы УГФ, аналогичная подходу в Грузии, может помочь в понимании требований в пересмотру ПС; Интегрированная БК и ПС является возможным и предпочтительным подходом, поскольку усиливает взаимосвязь процессов составления бюджета и бухгалтерского учета; Странам следует разработать схему ПС и концептуальный документ для широкого распространения среди заинтересованных сторон, чтобы обеспечить интеграцию всех требований и улучшить понимание необходимости реформ; Хорошо продуманный ПС должен отвечать ряду основных требований к отчетности, в том числе бюджетной, финансовой, статистической и макрофискальной отчетности. Управленческая отчетность МВУ (министерства, ведомства и учреждения) также должна быть основным предметом рассмотрения; РСГФ 2001 может быть использовано в качестве полезного шаблона для обеспечения целостности структуры ПС применительно к экономическому сегменту; Экономический сегмент должен быть чистым с точки зрения структуры и в целом ограниченным счетами, которые отражают общие понятия бухгалтерского учета и, следовательно, согласуются с РСГФ 2001; и Как доказано странами-членами КС, можно иметь ПС, который может одновременно фиксировать информацию на кассовой основе для бюджетной отчетности и контроля и отображать операции на модифицированной основе или полным методом начисления. 10