Механизмы оценки деятельности государственных образовательных организаций, их руководителей на основании показателей эффективности деятельности Новые принципы работы образовательных организаций, гарантирующие повышение качества и эффективности оказываемых ими услуг (из Поручений Президента РФ от г. Пр- 1294)
Государственная политика в сфере образования в Республике Карелия План мероприятий («Дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» в сфере образования Республики Карелия на годы (Распоряжение Правительства 224 р-П от ) Муниципальные «дорожные карты» «Дорожные карты» государственных образовательных организаций Проекты Государственной программы «Развитие образования в Республике Карелия» на период годы и Закона Республики Карелия «Об образовании» (принят в первом чтении) Приказы Министерства образования Республики Карелия
Республиканская дорожная карта Мероприятие: разработка и утверждение показателей эффективности деятельности государственных организаций, их руководителей и основных категорий работников Результат: доля государственных организаций, в которых реализуется оценка деятельности образовательной организации, их руководителей и основных категорий работников на основании показателей эффективности деятельности: 60% в 2014 году Срок: 2013 год
Ключевые понятия Оценка деятельности Эффективность деятельности организаций, их руководителей и работников
Оценка деятельности Деятельность организации, руководителя и отдельных категорий работников, направленная на повышение эффективности и качества образовательных услуг (согласно «дорожной карте») Оценка как управленческая функция учредителя (оценка эффективности деятельности организации и её руководителя) и руководителя организации (оценка эффективности деятельности персонала, направленная на повышение качества и эффективности образовательной услуги)
Эффективность: экономическая эффективность –ресурсная результативность, эффективный – достигающий «цели-результата»; социальная эффективность – результативность «для всех и каждого» гражданина; педагогическая эффективность – способность педагога дать качественное образование «для всех и каждого» Эффективность в образовании = доступности качественного образования
Оценка эффективности Оценка эффективной деятельности - соотнесение достигнутого (фактического) результата – планируемому (целевому) результату
Функции оценки Административные: установление уровня эффективности по результатам применения механизма оценивания для принятия адекватных управленческих решений Познавательная, мотивирующая, стимулирующая функции – рост профессионализма, повышение эффективности деятельности, стимулирование деятельности («эффективный контракт»)
Характеристики оценки Простота и прозрачность (доступна для понимания оцениваемого) Адекватность (оценка точно выполняет свои функции): оцениваем результат деятельности, а не «личные качества» и заслуги деятеля Результативность: оценка важна не сама по себе, а как руководство к деятельности Стимулирующий характер оценки: оценка определяет «цель-результат» последующего этапа деятельности, стимулирует достижение
Механизм оценки эффективности деятельности организации, руководителя и работника Оценка: индикаторы эффективности деятельности и методики оценки Мониторинг: отчетность по показателям деятельности Планирование деятельности: показатели деятельности
Механизм оценки: общая схема Ежегодное планирование деятельности (Что оцениваем?) Показатели деятельности и индикаторы эффективности профессиональной деятельности образовательных организаций, их руководителей и отдельных категорий работников (педагогических работников) (Чем измеряем ?) Мониторинг текущих и итоговых показателей эффективности (Как измеряем?) Методики оценки текущих и итоговых показателей эффективности (Как оцениваем?) Анализ результатов, стимулирование, административные решения и публичность освещения результатов деятельности
Показатели эффективности деятельности образовательных организаций, их руководителей и отдельных категорий работников (педагогических работников) Показатели эффективности делятся на базовые и дополнительные по направлениям деятельности «Образовательная деятельность», «Качество образовательной услуги», «эффективность управления, эффективность профессиональной деятельности» Показатели эффективности делятся Каждый показатель деятельности имеет наименование (что измеряется), индикатор эффективности (как измеряется эффективность деятельности) и критерий (какая деятельность отражается)
Показатели деятельности и индикаторы эффективности Базовые показатели для организаций определяют вклад организации в достижения показателей региональной «дорожных карт», качество и эффективность выполнения государственных заданий на оказание образовательной услуги Дополнительные показатели – результаты деятельности организации, направленные на достижение базовых показателей
ССП - ориентация на ожидаемый результат Сбалансированность показателей Деятельность каждого работника Деятельность каждой организации Деятельность каждого руководителя Деятельность отрасли Удовлетворенность граждан результатом
Фаза планирования деятельности: 1. Ежегодный муниципальный план действий по выполнению Плана мероприятий («дорожной карты») 2. Ежегодный план действий организации по выполнению муниципального задания по повышению качества и эффективности оказания образовательной услугиорганизации 3. Ежегодный план профессиональной деятельности руководителя организации 4. Ежегодный индивидуальный план профессиональной деятельности работника
Мониторинг показателей Регламент мониторинга - показатели и их паспорта: единицы измерения, формула для расчета индикаторов, периодичность сбора, источник сбора информации Положение о регламенте мониторинга: для организаций и руководителей Для работников организации – коллективным договором, локальным актом организации
Методика оценки текущих и итоговых показателей Методика оценки утверждается приказом Министерства образования Республики Карелия Учитывает динамику роста/снижения базовых и дополнительных показателей за отчетный период по сравнению с исходными по ежегодным планам действия, утверждает значения в баллах по диапазонам достижений каждого показателя, вычисляет комплексную оценку уровня эффективности каждой организации, их руководителей, работников организации
Модель методики Введение системы баллов по диапазонам изменений базовых и дополнительных показателей эффективности деятельности за отчетный период; отражает динамику их изменений. Если отношение Рк=(Пк/Пср)х 100%>130% по к-му показателю эффективности Пк и Пср – его среднему значению за текущий и предыдущие два приода, то присваивается максимальное количество баллов (например, 5), если Рк=>120%, то 3 и т.д. Если Рк=100%, то 1 балл и, если Рк
Методика оценки: пример для организаций и их руководителей п/п Показатели деятельности Целевые индикаторы эффективности, формулы расчета и единицы измерения Критерии для расчета количества баллов 1 Охват детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет дополнительными общеразвивающими программами, от общего числа детей в возрасте от 5 до 18 лет: численность детей, охваченных образовательными программами организации, утвержденного государственного задания за предыдущий период Ч за отчетный период Ч1 Доля выполнения государственного задания по представлению образовательной услуги дополнительного образования за отчетный период, Д=(Ч1/Ч)х 100% Д = 100% и более 1 балл Д = 110% и более 2 балла Д = 120 % и более 3 балла 2Наличие дополнительных общеразвивающих программ/проектов в сетевой форме организации, в том числе на договорной основе с организациями дошкольного, общего и дополнительного образования детей, организациями профессионального образования: количество дополнительных общеразвивающих программ /проектов дополнительного образования, интегрированных с программами дошкольного, общего и дополнительного образования детей, организациями профессионального образования в том числе в форме сетевой организации, ед. К1 численность детей, охваченных сетевыми дополнительными общеразвивающими программами за отчетный период чел. Ч1 Доля дополнительных общеразвивающих программ /проектов дополнительного образования, интегрированных с программами дошкольного, общего и дополнительного образования, организациями профессионального образования в том числе в форме сетевой организации за отчетный период Д=(К1/К)х 100%, где К – общее количество дополнительных общеразвивающих программ/проектов, реализуемых организацией Доля детей, охваченных сетевыми дополнительными общеразвивающими программами, от общей численности детей, обучающихся в организации за отчетный период Д1=(Ч1/Ч)х 100%, Д = 40% и более 1 балл Д = 50% и более 2 балла Д = 70% и более 3 балла Д1 = 40% и более 1 балл Д1 = 50% и более 2 балла Д1 = 70% и более 3 балла
Результаты оценивания Публичные отчеты - самообследования образовательных организаций (используется в том числе и для независимой оценки) Текущие и итоговые отчеты руководителей, педагогических работников, принятие решений о стимулировании, согласно заключенным эффективным контрактам
Уровень Количество баллов Критериальная оценка Указание на показатели, требующие позитивной динамики 1-ый уровень 1-ый кластер организаций 80% и выше от максимально возможной суммы баллов по всем показателям 22– 27 баллов Высшая степень эффективной деятельности реализации профессиональных задач 2-й уровень 2-ой кластер организаций 60% и выше балла Средний уровень эффективной деятельности, реализации профессиональных задач 3-й уровень 3-ий кластер организаций Менее 60% от 12 до 16 баллов Низкая степень эффективной деятельности, реализации профессиональных задач, соответствие необходимому минимуму показателей деятельности 4-ый уровень 4-ый кластер организаций Менее 40 % менее 11 баллов Недопустимый уровень, несоответствие необходимому минимуму показателей деятельности
Административные решения на основе результатов оценки Разработка и принятие управленческих решений, направленных на повышение эффективности: 1)Обобщение позитивного опыта и его распространение (кластер организаций высокого уровня эффективности) 2)Корректировка государственных (муниципальных) заданий по дополнительным показателям (целеуказание на эффективную деятельность), повышение роли учредителя 3)Внесение изменений в показатели эффективного контракта, в положения о распределении фонда стимулирования руководителей, педагогических работников
Изменения, которые мы ждем… Успешный ученик
Задачи на секции руководителей Анализ и обсуждение показателей деятельности и индикаторов эффективности организаций, руководителей, педагогических работников Алгоритм деятельности руководителя, администрации по внедрению механизма оценки эффективности деятельности работников на основании показателей эффективности Вопросы, риски, замечания и предложения к «открытому микрофону» на заключительном заседании семинара
Задачи на вторую сессию 1. Алгоритм перехода на эффективный контракт на основании утвержденного механизма оценки эффективности деятельности 2. Модельные нормативные правовые акты на уровне организации, регламентирующие внедрение механизма оценки, эффективный контракт 3. План действий на 2014 год