Пояснительная записка Данный урок является единственным при изучении темы лишайники, в соответствии с программой И.Н. Пономоревой. Данная тема входит в раздел « Бактерии. Грибы. Лишайники». Тип урока – изучение нового материала. В презентации «Лишайники» представлено большое разнообразие наглядного материала. Наглядный материал – это фотографии натуральных объектов, схемы классификации лишайников, информация о видах занесенных в Красную книгу, краткая информация о строении и жизнедеятельности данных организмов, кроссворд на закрепление материала. При знакомстве с многообразием лишайников не предусмотрено экскурсий в природу. Также удобно использовать данную презентацию из-за недостатка учебного времени на уроке. урокпрезентации «Лишайники» урокпрезентации «Лишайники»
Проект урока Тема. Лишайники Программа. И.Н.Пономарева и др. Биология 6 класс Школа 149 Учитель. Ташкинова Елена Ивановна Тип урока Изучение нового материала Форма организации: фронтальная работа Цель урока: создать условия для формирования представления о систематическом положении, особенностях строения, питания, размножения, значения и экологии лишайников как симбиотических организмах. Результат урока формирование представления о систематическом положении, особенностях строения, питания, размножения, значения и экологии лишайников как симбиотических организмах. Содержание урока
Этапы урокаДеятельность учителяДеятельность ученика Актуализация знанийПримерные вопросы 1. В чем принципиальное отличие грибов от представителей других царств 2. Дайте определение понятия водоросли 3.К какому классу относится данный организм ( опора на печатный рисунок) 4. Формулирования темы и цели урока (слайд 1) Ответы на поставленные вопросы, аргументация ответов Запись темы в тетрадь Изучение нового материала1.Строение лишайников ( с. 2) 2.Размножение и питание (3) 3.Классификация(4,5,6,7) 4.Местообитания (8) 5.Краснокнижные виды и значение (9) Просмотр слайдов и с соответствующей записью в тетрадь Закрепление нового материалаРабота с тестом (10,11)Самостоятельно выполняют тест, а затем проверяют Домашнее заданиеЗадает домашнее задание (12)Выполнение творческого задания и кроссворда назад
Цель урока: изучить систематическое положение, особенности строения, питания, размножения, значение и экологию лишайников как симбиотических организмов. Внимание! Основные понятия: симбиоз, слоевище (таллом), кустистые, листоватые, накипные лишайники, лихенология, лихенолог.
Лишайники – это симбиотические представители царства грибов. Наука о лишайниках – лихенология, лихенолог – человек., занимающийся изучением лишайников. Внутреннее строение лишайников: лишайники это симбиотические организмы, их тело состоит из водоросли и гриба. Тело или таллом представлен переплетающимися грибными нитями и одноклеточными зелеными или сине-зелеными водорослями. На грибных нитях иногда образуются присоски, которые проникают внутрь водорослей.
Питание лишайников: нити гриба поглощают воду и растворенные в ней минеральные вещества. Зеленые клетки водорослей на свету в процессе фотосинтеза образуют органические вещества. Лишайники впитывают влагу дождей и туманов всей поверхность тела. В жаркие дни они настолько высыхают, что кажутся совершенно безжизненными, но стоит пройти дождю, и они снова оживают. Размножение лишайников. Р азмножаются лишайники в основном кусочками слоевища, а также специализированными клетками, которые образуются внутри таллома и разрывают его, выходя наружу.
Классификация лишайников по строению слоевища: Лишайники накипные листоватые кустистые КалоплакаОмфалинаКладония
Накипные лишайники имеют вид корочки, плотно сросшейся с субстратом (камень, дерево и т.д.). Леканора Калоплака
Листоватые лишайники имеют вид листовидной пластинки, горизонтально распростертой на субстрате. Лобария Колемма
Кустистые лишайники имеют вид прямостоячих или повисающих кустиков, реже неразветвленных прямостоячих выростов. Кладония Уснея
Лишайники встречаются в лесу, горах, парках, скверах, на лугах, болотах, то есть практически повсеместно.
Кладония грациозновидная Лобария легочная Асахинея Шоландера Лептогиум Бурнета
Выберите правильные утверждения: 1.Лишайники – представители царства растений. 2.Лишайники – это единый организм, состоящий из гриба и водоросли, живущих в симбиозе. 3.Лишайники впитывают воду из почвы с помощью корней. 4.Лишайники можно встретить в лесу, горах, на лугах. 5.Водоросли синтезируют органическое вещество, грибы всасывают воду и минеральные вещества. 6.Кладонии представители накипных лишайников. 7.Лишайники быстро растут. 8.Человек не использует лишайники в своей жизни. Результаты: 9 – 10 правильных ответов – молодец! Вы хорошо поработали. 8 – 9 правильных ответов – хорошо, но надо быть внимательнее. Меньше 8 правильных ответов – плохо, придется еще раз вернуться к этой теме.
Графис письменная Кладония шариконосная Фисция Порпидия
Подумайте и ответьте, почему лишайники называютпионерами растительного покрова ? Отчет представьте в интересной форме (в виде рисунков, стихов и т.д.). Дополнительное задание: решите кроссворд, подбирая названия известных Вам лишайников. В начало