Средства связи частей сложного предложения. Сочинительная связь между частями сложного предложения. Сложносочинённые предложения. РУССКИЙ ЯЗЫК, 5-й КЛАСС, Ч. 1. Урок 66. © ООО«Баласс», 2012.
Вспоминаем то, что знаем Прочитайте предложения. На лугу пестрели белые ромашки и синие васильки. На лугу виднелись белые ромашки, и синие васильки пестрели между ними. Установите сходство и отличия предложений. Из скольких частей (смысловых отрезков) состоят предложения? Какие это предложения: простые или сложные? Проверьте себя. Какую связь выражает союз и в этих предложениях – сочинительную или подчинительную? Почему?
Проверьте себя. Открываем новые знания Перечитайте предложение. Можно ли задать вопрос от одной части предложения к другой? Какими средствами связаны части сложного предложения? Сформулируйте вывод о типе связи между частями сложного предложения. На лугу виднелись белые ромашки, и синие васильки пестрели между ними.
Связь между равноправными частями сложного предложения, соединёнными союзом и и интонацией, называется сочинительной. Открываем новые знания Чешуя покрывала тела большинства динозавров, но в воде они не жили. Они имели очень длинные хвосты, а весили эти животные около сорока тонн. Прочитайте предложения. Какая связь между частями этих предложений? Назовите средства связи. Сделайте вывод: как могут соединяться части сложных предложений с сочинительной связью? Предположите, как могут называться такие сложные предложения.
Открываем новые знания Если части сложного предложения равноправны (то есть от одной части к другой не задаётся вопрос) и соединяются союзами и, а, но, или, да и интонацией, то такое сложное предложение называется сложносочинённым. Части сложносочинённого предложения на письме разделяются запятыми. Какая ещё новая и важная информация содержится в тексте? Назовите два признака, которыми должны обладать сложносочинённые предложения. 1. Части равноправны (сочинительная связь). 2. Соединяются союзами и, а, но, или, да и интонацией. Проверьте себя.
Сложносочинённые предложения. Поработайте в парах. Найдите в тексте упр. 300 сложносочинённые предложения. Спишите эти предложения, расставьте недостающие знаки препинания. Части сложносочинённого предложения на письме разделяются запятой. Проверьте себя. 1, 2, 4
Поработайте в парах. Составьте и запишите сложносочинённые предложения из следующих смысловых отрезков, используя союзы и, а, но, или, да. 1. Между тем затрубили рога…Алёша от них не отставал. 2. Долго они так скакали…он из учтивости не сказал ни слова. 3. Ему это показалось смешно …охотники пустились скакать во всю прыть. 4. Попугай смотрел на Алёшу и хлопал глазами …вошло множество маленьких людей. 5. Отворилась боковая дверь … серая кошка опять умывалась лапками.
Проверьте себя. 1. Между тем затрубили рога, и охотники пустились вскачь во всю прыть. 2. Долго они так скакали, но Алёша от них не отставал. 3. Ему это показалось смешно, но он из учтивости не сказал ни слова. 4. Попугай смотрел на Алёшу и хлопал глазами, а серая кошка опять умывалась лапками. 5. Отворилась боковая дверь, и вошло множество маленьких людей.
Используя схемы и графические обозначения, расскажите о сложносочинённых предложениях. [ ] 1, [] 2. И, А, НО, ИЛИ, ДА (, )
Рефлексия Выпишите только сложносочинённые предложения. Расставьте недостающие знаки препинания. 1. Зима нарядила деревья в богатые шубы и они красуются под лучами холодного снега. 2. Снег лег и на деревья и на крыши и на плечи прохожих. 3. Зима припорошила реку снегом и разложила пышные подушки сугробов. 4. Дорожки сверкают серебряным блеском а лед на реке уже окреп. Проверьте себя. 1. Зима нарядила деревья в богатые шубы, и они красуются под лучами холодного снега. 2. Дорожки сверкают серебряным блеском, а лёд на реке уже окреп.
Рефлексия* Расставьте знаки препинания и назовите номер схемы, которая соответствует предложению. 1. [ ], и [ ], и [ ]. 2. [ и ], и [ ]. 3. [ ], и [ и ]. 4. [, и, и ]. Проверьте себя 2 Летом налетит с юга горячий ветер и иссушит степь и погибнут растения от засухи. Летом налетит с юга горячий ветер и иссушит степь, и погибнут растения от засухи.