Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» на тему% «Использование игровых технологий на уроках русского языка» Киргизова Лариса Ивановна учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ «ОЦ» с.Четырла Муниципального района Шенталинский Самарской области
Актуальность В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого обучающегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям. Задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации.
между условиями, при которых интерес обучающихся к игре как к занимательному занятию постепенно переключился на учебное занятие и отсутствием современной инфраструктуры, способствующей эффективному использованию игровых технологий; между имеющимися у учителя возможностями использования традиционных технологий в решении познавательных задач и новыми требованиями к этим возможностям, предъявляемыми учебной задачей; между необходимостью развития у обучающихся интереса к русскому языку через использование игровых технологий и отсутствием устойчивой мотивации к его изучению. Противоречия:
Проблема: отсутствие системы работы по использованию игровых технологий и низкий уровень мотивации обучающихся к изучению русского языка
Цель: с оздать систему работы по использованию игровых технологий с целью повышения мотивации к изучению русского языка. Задачи: 1. Изучить дидактические возможности использования игровых технологий. 2. Проанализировать состояние практики использования игровых технологий на уроках русского языка в современной школе. 3. Выявить педагогические и методические основы конструирования и использования игровых технологий. 4. Обобщить опыт использования игровых технологий на уроках русского языка. 5. Сделать процесс обучения занимательным, создать у детей рабочее настроение. 6. Облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Ожидаемые результаты: будут сформированы такие качества личности как терпение, настойчивость, ответственность, любознательность, стремление к познавательной деятельности; научатся самостоятельно добывать знания и применять их на практике; будет создан положительный морально-психологический климат в классе для развития личности обучающихся; повысится уровень развития коммуникативных навыков обучающихся; повысится уровень сформированности устойчивой мотивации познания; будут сформированы наблюдательность, умение видеть необычное в знакомых вещах; появятся участники, призеры и победители олимпиад и творческих конкурсов из числа слабоуспевающих детей.
Сущность опыта в использовании: системы развивающего обучения, которое способствует включению механизмов развития личности обучающегося и наиболее полной реализации их внутренних интеллектуальных и творческих способностей; в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы, и даже раздела учебного предмета; как элемент (иногда весьма существенный) более обширной технологии; в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как технология внеклассной работы (коллективное творческое дело).
Основные направления реализации игровых приемов и ситуаций : дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве игрового средства; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую.
Классификация дидактических игр: (по Петрановской Л. В.) фонетические игры; лексико-фразеологические игры; игры по морфемике и словообразованию; синтаксические игры.
Игра - дело серьёзное Кроссворды, ребусы
«Вырасти цветок» «Посади дерево» «Лесенка грамотности»
Рефлексия
ЧТО ТЫ УМЕЕШЬ?
Преимущества Позволяют активизировать и интенсифицировать учебный процесс. Осуществляются межпредметные связи, интеграция учебных дисциплин. Меняется мотивация обучения (знания усваиваются не про запас, не для будущего времени, а для обеспечения непосредственных игровых успехов обучающихся в реальном для них процессе). Сокращение времени накопления опыта (опыт, который в обычных условиях накапливается в течение многих лет, может быть получен с помощью деловых игр в течение недели или месяца).
Заключение Разработанная система работы позволит увеличить познавательную активность обучающихся, применение игровых технологий в обучении сделает процесс познания наиболее доступным и увлекательным, а усвоение знаний более качественным и прочным.
Литература 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации – М., Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, Архипова Е.В. О методе моделирования и возможностях применения заданий при обучении орфографии.- РЯШ 2, Белоконева Н.Н., Бондарчук Е.М. Деловое общение: думай – говори – иди к цели: руководство к упражнениям по риторике.-Самара: КазанскийО.А. Игры в самих себя.-М.: Менеджер, Коротаева Е.В. О ситуации успеха в учебной деятельности.- РЯШ 1, Матюгин И.Ю., Асколоченская Т.Ю., Балаян И.А. Как развивать внимание и память вашего ребёнка.- М.: Эйдос, 1994.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!