Технологии обучения взрослых: современный контекст
Кто умеет – делает, кто не умеет – учит других, а кто не умеет и этого – учит учителей Джонсон Лоренц Питер ( ) канадский педагог и писатель
Противоречия в системе повышения квалификации: между реальной потребностью в систематическом повышении квалификации педагогов как фактора повышения качества образования и низкой заинтересованностью учителей в существующей системе повышения квалификации между готовностью педагогов повышать свою квалификацию через разнообразные формы работы и отсутствием подобной вариативности в существующем содержании, формах повышения квалификации
Противоречия в системе повышения квалификации: между необходимостью разработки содержания системы повышения квалификации на основе изучения реальных образовательных потребностей педагогов и отсутствием возможностей реализации индивидуального подхода в существующей системе повышения квалификации из-за ее консерватизма между стремлением и готовностью педагогов выбирать место своего повышения квалификации и отсутствием подобных альтернатив
Противоречия в системе повышения квалификации: между возрастающими требованиями к личности педагога-профессионала и неготовностью существующей системы повышения квалификации и методических структур обеспечить процесс развития ее профессионализма между личностно-ориентированными потребностями в развитии конкретных педагогов и массовым характером системы повышения квалификации, неразработанностью механизмов и содержания его развития в муниципальной методической службе
Барьеры взрослого человека в обучении: 1. Психофизиологические 2.Социально-психологические 3. Социальные 4.Психолого-педагогические И. А. Колесникова
Психологические барьеры, которые затрудняют учебную деятельность взрослых восприятие новой информации, противоречащей прежним взглядам чувство бессознательного стыда потеря навыков учебной работы Ю.Н. Кулюткин
«Трудный учитель» : негативизм установок к администрации школы нетерпимость к мнению другого гипертрофированная самооценка в сочетании с ранимым самолюбием Р. И. Шакуров.
Особенности обучения взрослых Взрослые охотнее учатся на добровольной основе возможность выбора образовательных программ, форм, методов обучения Взрослые, менее готовы учиться ради далёкого будущего структура обучения должна быть адекватна структуре профессиональной деятельности Взрослые не желают быть только объектом обучения включение в образовательный процесс, возможность активного в нем участия
Особенности обучения взрослых Разнородность по возрасту, опыту, личностному развитию, стилям профессиональной деятельности широкий диапазон учебных стратегий Наличие скрытых потребностей использование активных форм и методов, позволяющих педагогу реализовать себя Защита опыта, приобретенного в профессиональной деятельности увеличение значимости общекультурной подготовки
Подходы: активно-деятельностная форма освоения содержания обучения выбор индивидуальной траектории освоения содержания диалоговый характер обучения приоритет рефлексивного сознания
Этапы построения андрагогического процесса обучения: I этап диагностика II этап целеполагание Ill этап проектирование содержания IV этап организация процесса обучения
Формы НМС o Курсы o Модульные семинары o Научно – практические конференции o Круглые столы o Публикации o Конкурсы, фестивали o Стажировки и пр.
НМРНМР НМРНМР Приобретение и закрепление статуса учителя Профессиональное самосохранение Повышение конкурентоспособности Профессиональное развитие Самореализация Решение профессиональных и личных проблем Удовлетворение от работы Приобретение и закрепление статуса учителя Профессиональное самосохранение Повышение конкурентоспособности Профессиональное развитие Самореализация Решение профессиональных и личных проблем Удовлетворение от работы
Преимущества внутрифирменного обучения гибкое реагирование на меняющуюся обстановку в образовании; постоянный характер обучения; межпредметная и метапредметная переподготовка; командная работа учителей ОУ; распространение ценного опыта отдельных учителей; постоянное повышение квалификации всего коллектива школы; непрерывная квалифицированная методическая помощь; учет особенностей.
Основные риски организации внутрифирменного обучения : формализация содержания деятельности педагогов, преобладание теоретических форм обучения над практическими ; изолированность содержательной деятельности в рамках отдельного образовательного учреждения от существующей практики в городском образовательном пространстве ; невостребованность педагогами города содержательных и организационных форм деятельности отдельной школы ; отсутствие действенной системы информирования о внутрифирменном обучении в отдельном образовательном учреждении ; нестабильный состав участников семинаров, педагогических мастерских.
Улучшение качества путем обучения
Цикл обучения