О применении эффективных способов оплаты медицинской помощи, включая группы болезней, ориентированных на результаты деятельности медицинских организаций помощник Министра здравоохранения Российской Федерации Флек Виталий Олегович
Особенности программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов С 1 января 2013 года введены единые подушевые финансовые нормативы С 1 января 2013 года программа утверждается на три года, что расширяет возможность перспективного планирования и позволяет системе здравоохранения работать более ритмично в целях обеспечения доступности и качества медицинской помощи с учетом реальной потребности населения Показатель Утверждено на гг. (постановление Утверждено на гг. (постановление Правительства РФ от 22 октября 2012 г. 1074) Утверждено на гг. (постановление Правительства РФ от 18 октября 2013 г. 932) 2
СРЕДНИЕ НОРМАТИВЫ ОБЪЕМА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПО ВИДАМ И УСЛОВИЯМ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ Средние нормативы объема медицинской помощи 2012 год*2013 год 2014 год 2015 год 2016 год для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактической целью посещений с профилактической целью на 1 жителя-2,442,772,952,98 в том числе в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, посещений с профилактической целью на 1 застрахованное лицо -2,042,272,352,38 для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в неотложной форме (1 вызов – в 3,5 раза дешевле 1 вызова скорой медицинской помощи) в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, посещений на 1 застрахованное лицо -0,360,460,6 для медицинской помощи в условиях дневных стационаров (1 койка – в 3 раза дешевле, чем 1 койка круглосуточного стационара) пациенто-дней на 1 жителя 0,590,630,6650,710,735 в том числе в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, пациенто-дней на 1 застрахованное лицо 0,490,520,550,590,61 для медицинской помощи в стационарных условиях (-0,004 – 572 тыс. госпитализаций 17,5 тыс. коек) случаев госпитализации на 1 жителя--0,1970,193 # в том числе в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, случаев госпитализации на 1 застрахованное лицо -- 0,1760,172 для медицинской реабилитации в стационарных условиях в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, койко-дней на 1 застрахованное лицо --0,030,0330,039 * В 2012 году норматив амбулаторной медицинской помощи с профилактической целью не устанавливался. Норматив числа посещений составлял 9,7 на 1 человека, в рамках базовой программы ОМС – 8,962 на 1 застрахованное лицо. Норматив медицинской помощи в стационарных условиях устанавливался в 2012 году и 2013 году в валовом показателе (койко-день). # Уменьшение объема круглосуточной стационарной помощи на 0,004 случаев госпитализации на 1 жителя соответствует уменьшению количества госпитализаций на 572 тыс., что соответствует 17,5 тыс. коек. 3
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВЫХ РАСХОДОВ НА МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ (3-х летнее планирование Программы государственных гарантий) Перераспределение объемов медицинской помощи и финансовых средств со стационарного звена на: оказание профилактической, паллиативной, неотложной медицинской помощи; оказание профилактической, паллиативной, неотложной медицинской помощи; медицинскую реабилитацию; медицинскую реабилитацию; увеличение объема медицинской помощи в дневных стационарах на 36% ( 11 млн. граждан) увеличение объема медицинской помощи в дневных стационарах на 36% ( 11 млн. граждан) 4
ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ОПЛАТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ 5
ПОРУЧЕНИЕ Президента Российской Федерации В.В.Путина по реализации Послания Президента Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 года ПОРУЧЕНИЕ Президента Российской Федерации В.В.Путина по реализации Послания Президента Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 года 1. Правительству Российской Федерации: 5) разработать и утвердить комплекс мер, направленных на дальнейшее развитие системы обязательного медицинского страхования, предусматривающих, в частности: повышение ответственности субъектов и участников обязательного медицинского страхования на основе страховых принципов; повышение ответственности субъектов и участников обязательного медицинского страхования на основе страховых принципов; разработку и внедрение клинических рекомендаций (протоколов лечения); разработку и внедрение клинических рекомендаций (протоколов лечения); внедрение эффективных способов оплаты медицинских услуг, оказываемых застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию, в том числе на основе клинико-статистических групп. внедрение эффективных способов оплаты медицинских услуг, оказываемых застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию, в том числе на основе клинико-статистических групп. Срок – 1 августа 2014 г. Срок – 1 августа 2014 г. 6
Модель оплаты стационарной медицинской помощи, предоставляемой в рамках Программы государственных гарантий, на основе групп заболеваний, в том числе клинико-статистических групп (КСГ) Коэффициенты сложности курации пациента (в отдельных случаях) Клинико-статистические группы (КСГ) (поправочные коэффициенты) Профиль (приказ МЗ РФ от н) и формирование клинико-профильных групп (КПГ) (поправочные коэффициенты) Объемы мед. помощи при заболеваниях без учета стандарта (стоимость) Стандарты (набор мед. услуг) мед. помощи при конкретных заболеваниях стоимость …n…n Установленные Правительством РФ средние нормативы объема и стоимости стационарной медицинской помощи (койко-день) Медицинские услуги и цены на них Классификатор медицинских услуг 3 7
Методические подходы к формированию стоимости КСГ/КПГ в рамках ТПГГ Базовая ставка финансового обеспечения стационарной медицинской помощи (БС) в субъекте Российской Федерации Территориальный норматив объема и стоимости единицы объема стационарной медицинской помощи, установленные ТПГГ Поправочный коэффициент оплаты (ПК КСГ/КПГ ) ПК КСГ/КПГ = КЗ КСГ/КПГ х КУ КСГ/КПГ х КУС МО х КСКП Управленческий коэффициент (КУ КСГ/КПГ ) Коэффициент сложности курации пациента (КСКП) Коэффициент уровня оказания медицинской помощи (КУС МО ) Тарифное соглашение Коэффициент относительной затратоемкости (КЗ КСГ/КПГ ) 8
Принципиальными позициями при формировании групп заболеваний, в том числе КСГ, являются 1. При оплате стационарной медицинской помощи - заболевания сгруппированные в клинико-статистические группы (КСГ) и заболевания, не входящие в них, укрупняются в клинико-профильные группы (КПГ). На КСГ и КПГ устанавливаются относительные коэффициенты затратоемкости. Кроме того, при финансовом обеспечении стационарной медицинской помощи учитывается коэффициент уровня оказания стационарной медицинской помощи, управленческий коэффициент и в отдельных случаях - коэффициент сложности курации пациента. При формировании клинико-статистических групп (КСГ) учитывается терапевтическое и хирургическое воздействие для дифференциации относительного коэффициента затратоемкости. Данный подход не исключает возможность оплаты законченного случая лечения в стационарных условиях на основе КПГ. 9
Принципиальными позициями при формировании групп заболеваний, в том числе КСГ, являются 2. При оплате амбулаторной медицинской помощи законченным случаем лечения является обращение по поводу заболевания, на которое устанавливаются поправочные коэффициенты стоимости с учетом кратности посещений по поводу заболеваний в одном обращении по основным специальностям. 3. При оплате стоматологической медицинской помощи учитывается УЕТ, дифференцированная по работам, услугам, специальностям, взрослым и детям. 3. При оплате стоматологической медицинской помощи учитывается УЕТ, дифференцированная по работам, услугам, специальностям, взрослым и детям. 4. Клинико-статистические группы (КСГ), клинико-профильные группы заболеваний (КПГ), рекомендованные для стационарной медицинской помощи, могут быть использованы для оплаты медицинской помощи в дневных стационарах. 5. При использовании настоящих рекомендаций субъекты Российской Федерации вправе учитывать региональные особенности. 6. Органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации следует проводить оценку эффективности деятельности стационаров больниц и амбулаторно-поликлинических учреждений на основе методики, рекомендованной Министерством здравоохранения Российской Федерации. 6. Органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации следует проводить оценку эффективности деятельности стационаров больниц и амбулаторно-поликлинических учреждений на основе методики, рекомендованной Министерством здравоохранения Российской Федерации. 10