Материалы к семинару для органов местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области Биробиджан
Основания (НПА) внедрения процедуры ОРВ в Еврейской автономной области Указ Президента Российской Федерации от "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Федеральный закон от ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Закон Еврейской автономной области от ОЗ «О правительстве Еврейской автономной области» Постановление правительства Еврейской а автономной области от пп «О порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Еврейской автономной области и экспертизы нормативных правовых актов Еврейской автономной области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности» Федеральный закон от N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статья 46) 2
План внедрения ОРВ в Еврейской автономной области 1 января 2014 г. ОРВ проектов НПА губернатора Еврейской автономной области, правительства Еврейской автономной области 1 января 2014 г. ОРВ проектов законов Еврейской автономной области 1 января 2014 г. Экспертиза действующих законов Еврейской автономной области, НПА Губернатора Еврейской автономной области, правительства Еврейской автономной области ОРВ муниципальных НПА 1 января 2016 г. ОРВ НПА иных муниципальных образований 1 января 2017 г. ОИВ области ОИВ области, субъекты права законодательной инициативы области ОИВ области Городской округ «Город Биробиджан», администрации муниципальных районов области Администрации иных муниципальных образований области 3
Цели оценки регулирующего воздействия Цели Задачи Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджета Еврейской автономной области. Совершенствование нормотворческой деятельности, принимаемых управленческих решений, а также упрощение управленческой среды Повышение качества действующих нормативных правовых актов области Повышение качества проектов НПА области, поправок к проектам законов области 4
Процедура ОРВ основывается на следующих принципах: прозрачность - доступность информации о процедуре ОРВ на всех стадиях ее проведения; публичность - обеспечение участия заинтересованных сторон в процессе разработки принимаемых решений и мониторинга принятых нормативных правовых актов; сбалансированность - обеспечение баланса интересов всех заинтересованных сторон в рамках проведения процедуры ОРВ; эффективность - обеспечение оптимального выбора варианта государственного регулирования с точки зрения выгод и издержек социальных групп, включая хозяйствующие субъекты, граждан (потребителей), государство и общество в целом. прозрачность - доступность информации о процедуре ОРВ на всех стадиях ее проведения; публичность - обеспечение участия заинтересованных сторон в процессе разработки принимаемых решений и мониторинга принятых нормативных правовых актов; сбалансированность - обеспечение баланса интересов всех заинтересованных сторон в рамках проведения процедуры ОРВ; эффективность - обеспечение оптимального выбора варианта государственного регулирования с точки зрения выгод и издержек социальных групп, включая хозяйствующие субъекты, граждан (потребителей), государство и общество в целом. 5
ОРВ проектов НПА и экспертиза действующих НПА ОРВ проектов НПА Экспертиза действующих НПА ОРВ размещение уведомления о подготовке проекта НПА; подготовка проекта НПА и сводного отчета; проведение публичных консультаций; корректировка проекта НПА и сводного отчета; проведение экспертизы сводного отчета; мониторинг реализации варианта государственного регулирования. определение перечня действующих НПА, затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности; проведение экспертизы действующих НПА при участии экспертов; разработка предложений об изменении или отмене НПА. 6
Степени регулирующего воздействия 7 высокая степень регулирующего воздействия - проектом акта предусматриваются ранее не предусмотренные НПА РФ или ЕАО обязанности, запреты и ограничения для физ. и юр. лиц в сфере предпринимательской или инвестиционной деятельности или способствующие их установлению, а также положения, приводящие к возникновению ранее не предусмотренных НПА РФ или ЕАО расходов физ. и юр. лиц в сфере предпринимательской или инвестиционной деятельности; средняя степень регулирующего воздействия - проектом акта предусматриваются положения, предусмотренные НПА РФ или изменяющие ранее предусмотренные НПА ЕАО обязанности, запреты и ограничения для физ. и юр. лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их установлению, а также положения, приводящие к увеличению ранее предусмотренных НПА РФ или ЕАО расходов физ. и юр. лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; низкая степень регулирующего воздействия - проект акта не содержит положений, предусмотренных в НПА с высокой степенью регулирующего воздействия и средней степенью регулирующего воздействия
8 Срок проведения публичных консультаций проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия устанавливается разработчиком с учетом степени регулирующего воздействия проекта акта, но не может составлять менее: а) 45 календарных дней - для проектов актов высокой степени регулирующего воздействия; б) 30 календарных дней - для проектов актов средней степени регулирующего воздействия; в) 15 календарных дней - для проектов актов низкой степени регулирующего воздействия Срок проведения публичных консультаций проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия устанавливается разработчиком с учетом степени регулирующего воздействия проекта акта, но не может составлять менее: а) 45 календарных дней - для проектов актов высокой степени регулирующего воздействия; б) 30 календарных дней - для проектов актов средней степени регулирующего воздействия; в) 15 календарных дней - для проектов актов низкой степени регулирующего воздействия
Этапы введения ОРВ в муниципальных образованиях области По кварталам в течении 2015 года (сроки, рекомендованные муниципальным образованиям управлением экономики правительства Еврейской автономной области) Заключение соглашений о взаимодействии с потенциальными участниками публичных консультаций Обучение сотрудников Организация работы коллегиального совещательного органа Разработка и принятие Порядка проведения процедуры ОРВ Разработка и утверждение формы сводного отчета, формы экспертного заключения Создание специализированного раздела на официальном сайте администрации МО Определение уполномоченного органа Внесение изменений в Устав муниципального образования По кварталам в течении 2015 года (сроки, рекомендованные муниципальным образованиям управлением экономики правительства Еврейской автономной области) Заключение соглашений о взаимодействии с потенциальными участниками публичных консультаций Обучение сотрудников Организация работы коллегиального совещательного органа Разработка и принятие Порядка проведения процедуры ОРВ Разработка и утверждение формы сводного отчета, формы экспертного заключения Создание специализированного раздела на официальном сайте администрации МО Определение уполномоченного органа Внесение изменений в Устав муниципального образования IV квартал III квартал II квартал I квартал 9
Модели введения процедуры ОРВ проектов НПА Централизованная модель Децентрализованная модель Примеры: Минэкономразвития России Еврейская автономная область Калининградская область Хабаровский край Новосибирская область Республика Саха (Якутия) Республика Башкортостан и др. Амурская область и др. Централизованная модель Децентрализованная модель Примеры: Минэкономразвития России Еврейская автономная область Калининградская область Хабаровский край Новосибирская область Республика Саха (Якутия) Республика Башкортостан и др. Амурская область и др. Разработчик НПА Уполномочен ный орган Проведение ОРВ проектов НПА Подготовка экспертного заключения Экспертное сообщество Публичные консультации Разработчик НПА Проведение ОРВ проектов НПА Уполномоче нный орган Подготовка экспертного заключения Экспертное сообщество Публичные консультаци и 10
Основные участники процедуры ОРВ Уполномоченный орган: Подразделение администрации МО, ответственное за внедрение процедуры ОРВ Регулирующие органы: Разработчики проектов НПА Участники публичных консультаций: ОИВ края, не являющиеся регулирующими органами ОМСУ области Уполномоченный по защите прав предпринимателей по ЕАО Законодательная Дума области Физические лица Юридические лица Общественные объединения Научно - экспертные организации Выражают экспертное мнение в рамках ОРВ проекта НПА и экспертизы действующего НПА 11
Нормативная правовая база внедрения ОРВ в муниципальном образовании Необходимо внесение изменений Необходима разработка новых в муниципальные правовые акты: муниципальных правовых актов: Внесение изменений в Устав муниципального образования Внесение изменений в положения структурных подразделений администрации муниципального образования и в должностные регламенты сотрудников, ответственных за внедрение процедуры ОРВ Внесение изменений в иные муниципальные правовые акты Порядок проведения процедуры ОРВ проектов муниципальных правовых актов, экспертизы действующих муниципальных правовых актов Форма сводного отчета по ОРВ, форма экспертного заключения Положение о коллегиальном совещательном органе по ОРВ Форма соглашения о взаимодействии при проведении процедуры ОРВ 12
Региональный портал для размещения информации о разработке НПА и результатах их общественного обсуждения В настоящее время прорабатывается возможность создания муниципального аспекта на Региональном портале 13
Достоинства Регионального портала основной инструмент проведения публичных консультаций в рамках процедуры ОРВ в Еврейской автономной области; звено единой системы порталов ОРВ федерального и регионального уровней; обеспечение размещения проектов НПА на всех стадиях процедуры ОРВ; широкий круг участников публичных консультаций; отображение мнения экспертов- участников публичных консультаций; свободный и удобный доступ участников обсуждения к информации о проектах НПА; доступ к досье с материалами уже проведенных публичных консультаций. основной инструмент проведения публичных консультаций в рамках процедуры ОРВ в Еврейской автономной области; звено единой системы порталов ОРВ федерального и регионального уровней; обеспечение размещения проектов НПА на всех стадиях процедуры ОРВ; широкий круг участников публичных консультаций; отображение мнения экспертов- участников публичных консультаций; свободный и удобный доступ участников обсуждения к информации о проектах НПА; доступ к досье с материалами уже проведенных публичных консультаций. 14
Заключение соглашений с потенциальными участниками публичных консультаций Соглашения о взаимодействии – инструмент повышения эффективности публичных консультаций Организации, с которыми управление экономики правительства Еврейской автономной области заключило соглашения о взаимодействии Региональное объединение работодателей ЕАО «Союз промышленников и предпринимателей»; Организация предпринимателей по экономическому развитию Еврейской автономной области; Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт комплексного анализа региональных проблем Дальневосточного отделения Российской академии наук Соглашения о взаимодействии – инструмент повышения эффективности публичных консультаций Организации, с которыми управление экономики правительства Еврейской автономной области заключило соглашения о взаимодействии Региональное объединение работодателей ЕАО «Союз промышленников и предпринимателей»; Организация предпринимателей по экономическому развитию Еврейской автономной области; Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт комплексного анализа региональных проблем Дальневосточного отделения Российской академии наук 15
Участие в качестве независимых экспертов в работе Регионального портала На сегодняшний день на Портале зарегистрировано 6 экспертов 1 эксперт - представитель МО – администрация муниципального образования «Город Биробиджан» 16 Уважаемые участники заседания! Приглашаем Вас принять участие в обсуждении проектов НПА края на Региональном портале Уважаемые участники заседания! Приглашаем Вас принять участие в обсуждении проектов НПА края на Региональном портале
Контактная информация - официальный сайт управления экономики правительства Еврейской автономной области (раздел Оценка регулирующего воздействия); - региональный портал для размещения информации о разработке органами государственной власти субъектов РФ нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения Отдел оценки регулирующего воздействия и регулирования контрактной системы управления экономики правительства Еврейской автономной области Головатая Наталья Юрьевна – начальник отдела Тел: 8 (42622) Волк Татьяна Викторовна – консультант Тел: 8 (42622) официальный сайт управления экономики правительства Еврейской автономной области (раздел Оценка регулирующего воздействия); - региональный портал для размещения информации о разработке органами государственной власти субъектов РФ нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения Отдел оценки регулирующего воздействия и регулирования контрактной системы управления экономики правительства Еврейской автономной области Головатая Наталья Юрьевна – начальник отдела Тел: 8 (42622) Волк Татьяна Викторовна – консультант Тел: 8 (42622)
Где найти методическую информацию по оценке регулирующего воздействия ? Всю необходимую методическую информацию по внедрению процедуры ОРВ можно найти на Региональном портале в разделе «Материалы» 18
19 Спасибо за внимание Головатая Наталья Юрьевна начальник отдела оценки регулирующего воздействия и регулирования контрактной системы в сфере закупок управления экономики правительства Еврейской автономной области Биробиджан 2014 год