Базанова О.А., учитель начальных классов МБОУ СОШ с УИОП г. Ярцево Смоленской области Формирование оценочной самостоятельности младшего школьника по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова Базанова О.А., учитель начальных классов МБОУ СОШ с УИОП г. Ярцево Смоленской области
«Оценочная самостоятельность (в рамках конкретных самооценок процесса и результата собственного учения), которую можно и должно воспитывать в начальной школе, включает две составляющие: собственные, ясно осознаваемые критерии качества своей учебной работы и владение способом оценивания, принятым в данном обществе» Г.А. Цукерман
Формы оценки Словесные обозначения Пятибалльная система Коэффициент по тестам
ФУНКЦИИ Показатель готовности индивида к переходу на следующую ступень образования или к выполнению какой-то деятельности Средство социального самоутверждения индивида среди сверстников и взрослых, показатель его движения в учении, т. е. мера самосовершенствования своих возможностей и способностей
В системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина В. В. Давыдова заложена возможность для развития широкой самооценки ученика, которая позволяет ему понять себя как саморазвивающегося субъекта, как субъекта, самостоятельно открывающего знания «Позиция школьника – это не просто позиция ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющего предписания учителя и домашние задания, а позиция человека, совершенствующего самого себя» Д. Б. Эльконин
Основная цель 1-го класса в части формирования контрольно-оценочной деятельности – научить учащихся сопоставлять свои действия с заданным образцом. Дети должны научиться обнаруживать совпадение, сходство, различие. Научиться договариваться о выборе образца для сопоставления
В оценочной деятельности в 1-м классе закладывается два вида оценки: В оценочной деятельности в 1-м классе закладывается два вида оценки: Ретроспективная оценка, при которой самооценка ученика предшествует учительской оценке. Рефлексивная оценка. Основой рефлексивной самооценки – знания о собственном знании и не знании, о собственных возможностях и ограничениях – являются две способности: способность видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной; способность анализировать собственные действия
Во 2 – 4 классе происходит совершенствование работы учащихся над пооперационным (процессуальном) контролем освоения способов деятельности. На данном этапе такой вид контроля уже является для учащихся не целью, а средством решения другой задачи – определения «ошибкоопасных» мест, поиска возможных причин возникновения ошибок и путей их ликвидации
Во втором классе начинается работа над формированием другого вида контроля – рефлексивного, направленного на анализ основания собственно способа действия. А также ведется работа над прогностической оценкой
Кропотливая работа в этом направлении, доброжелательное отношение к личности детей, приведет их к предельно дифференцированной деловой самооценке. Таким образом, формирование контрольно-оценочной самостоятельности учащихся, говорит об учениках как о субъектах учения