«Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования»
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А. Я. Данилюк А. М. Кондаков В. А. Тишков) Общие положения Национальный воспитательный идеал Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания Духовно-нравственное развитие и воспитание Базовые национальные ценности Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания Заключение
Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования
Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Базовые национальные ценности патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству; социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство; гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания; семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
Базовые национальные ценности труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость; наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание; человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Основная образовательная программа образовательного начального общего образования Раздел 1 «Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования»
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации
Дополнительное образование - это мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно («Концепция модернизации дополнительного образования до 2010 года»)
Учреждения дополнительного образования Сферы культуры и искусства Детские школы искусств, Музыкальные школы, Детские эстетические центры, которые дети посещаю несколько лет и по окончании курса обучения получают свидетельство. Сферы образования (подразделяются на виды в соответствии с реализуемыми направлениями деятельности) ДДТ, СЮТ, СЮН, ДД(Ю)Т, ДЮСШ
Дополнительное образование предполагает реализацию дополнительных образовательных программ по конкретному направлению или области знаний.
Направления дополнительного образования детей Научно-техническое; Спортивно-техническое; Художественно-эстетическое; Физкультурно-спортивное; Туристско-краеведческое; Эколого-биологическое; Военно-патриотическое; Социально-педагогическое; Социально-экономическое; Естественно-научное
Воспитательные результаты и воспитательные эффекты внеурочной деятельности Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно- нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно- нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка (последствие результата).
Каждому уровню воспитательного результата соответствует своя образовательная форма Форсирование результатов недопустимо. 3-й уровень результатов 2-й уровень результатов 1-й уровень результатов
Уровни воспитательных результатов Первый уровень – приобретение школьником социального знания (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.) Достигается во взаимодействии с педагогом
Уровни воспитательных результатов Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества Достигается в дружественной детской среде (коллективе)
Уровни воспитательных результатов Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия Достигается во взаимодействии с социальными субъектами
Организация внеурочной деятельности в условиях общеобразовательного учреждения
Работа на уроках в классе Внеурочные занятия Работа по выполнению домашних уроков Учебный процесс Модель 1. Данная модель реализуется в ОУ, в поселениях которых отсутствует система УДО Внеурочную деятельность организуют педагогические работники самого ОУ
Работа на уроках в классе Внеурочные занятия Работа по выполнению домашних уроков Учебный процесс ГПД В-У занятия Модель 2. Предполагает реализацию образовательных программ внеурочной деятельности и дополнительных образовательных программ в условиях ОУ Школьное дополнительное образование
Работа на уроках в классе Внеурочные = внеучебные= занятия Работа по выполнению домашних уроков Учреждения ДО детей Учебный процесс ГПД В-У занятия Дополнительные образовательные программы Модель 3. Предполагает интеграцию общего и дополнительного образования на базе ОУ Реализация образовательных программ внеурочной деятельности и дополнительных образовательных программ