Метод проектов – базовая технология формирования ключевых компетентностей учащихся Цели образования XXI века, сформулированные Жаком Делором, научиться познавать научиться делать научиться жить вместе научиться жить по сути определили основные компетентности
Презентация «Метод проектов – базовая технология формирования ключевых компетентностей учащихся» выполнена слушателями курсов повышения квалификации ХК ИРО Усова Марина Александровна МКОУ СОШ 1 с. Некрасовка Шамин Анатолий Дмитриевич МКОУ СОШ 2 с. Некрасовка Алябова Татьяна Анатольевна МБОУ СОШ 43 г. Хабаровск Черкасов Владимир Иванович МКОУ СОШ с. Малышево Ярославцева Татьяна Афанасьевна МКОУ СОШ п. Корфовский Барановский Александр Викторович КГКСКОУСКШИ г. Хабаровск 2012 год
Актуальность Основное предназначение образовательной области «Технология» в системе общего образования – формирование трудовой и технологической культуры школьника, воспитание качеств его личности, профессиональное самоопределение. Сегодня проблема формирования у учащихся ключевых компетентностей активно обсуждается в системе образования. В соответствии с одобренной Правительством РФ Концепцией модернизации российского образования и исходя из требований Стандартов второго поколения основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и иных сферах. Особо следует выделить учебно-познавательную, информационную, социально- трудовую и коммуникативную компетентности, которые определяют успешность функционирования выпускника в будущих условиях жизнедеятельности. Актуальность Основное предназначение образовательной области «Технология» в системе общего образования – формирование трудовой и технологической культуры школьника, воспитание качеств его личности, профессиональное самоопределение. Сегодня проблема формирования у учащихся ключевых компетентностей активно обсуждается в системе образования. В соответствии с одобренной Правительством РФ Концепцией модернизации российского образования и исходя из требований Стандартов второго поколения основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и иных сферах. Особо следует выделить учебно-познавательную, информационную, социально- трудовую и коммуникативную компетентности, которые определяют успешность функционирования выпускника в будущих условиях жизнедеятельности.
КОМПЕТЕНЦИЯ – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним КОМПЕТЕНТНОСТЬ – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности Среди знаний и практического опыта, формируемых в процессе достижения личностью определенного уровня компетентности, - навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и контроля, работы в команде, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, устанавливать причинно-следственные связи, находить, формулировать и решать проблемы
Компетентностный подход к образованию школьников ориентируется на самостоятельное участие личности школьника в учебно-познавательном процессе и овладение способностью к переносу своих навыков в сферу своего опыта для становления разного рода компетенций. Образовательная компетенция включает совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способов деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности. Продуктивным методом формирования компетентностей ученика в образовательной области «Технология» является метод проекта. Проблема Как выполнять задачу формирования компетентностей учеников? Что должен сделать для этого учитель? В результате какой деятельности у учащегося могут формироваться ключевые компетентности? Компетентностный подход к образованию школьников ориентируется на самостоятельное участие личности школьника в учебно-познавательном процессе и овладение способностью к переносу своих навыков в сферу своего опыта для становления разного рода компетенций. Образовательная компетенция включает совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способов деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности. Продуктивным методом формирования компетентностей ученика в образовательной области «Технология» является метод проекта. Проблема Как выполнять задачу формирования компетентностей учеников? Что должен сделать для этого учитель? В результате какой деятельности у учащегося могут формироваться ключевые компетентности?
Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Особая роль в достижении целей образования принадлежит проектной технологи, т.к. она оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение. Развитие и расширение использования проектной технологии напрямую связывается с проблемой изменения эффективности обучения. Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Особая роль в достижении целей образования принадлежит проектной технологи, т.к. она оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение. Развитие и расширение использования проектной технологии напрямую связывается с проблемой изменения эффективности обучения.
Целеполагание Показать, как применяя метод проектов, как один из современных методов обучения, учитель побуждает ученика занять активную, субъективную позицию, самостоятельно добывать, присваивать и применять новые знания и опыт, анализировать свою деятельность и ее результаты, формировать адекватную самооценку.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия при которых учащиеся: самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников пользуются приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах развивают исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации, наблюдения, проведение экспериментов, анализ, построение гипотез, обобщение) развивают системное мышление находят пути решения выявленных проблем
Ключевыми образовательными компетентностями являются следующие: Ценностно-смысловая компетентность Технологическая компетентность Компетентность постановки проблемы Общекультурная компетентность Учебно-познавательная компетентность Информационная компетентность Коммуникативная компетентность Социально-трудовая компетентность Компетентность личностного самосовершенствования
*** Выбор определенного типа проекта (классификация), основанный на ведущей деятельности учащегося, способствует формированию предметных знаний и умений, общеучебных умений и навыков, необходимых компетентностей. ** Профессиональные интересы учителя сосредоточены на процессе работы как инструменте обучения и воспитания * В фокусе интересов ученика находится главным образом результат проекта
Проект любого типа воздействует на развитие компетентностей комплексно: Проектная работа способна увлечь детей Формирование необходимых универсальных компетентностей проходит в увлекательной форме Полученные знания и опыт могут быть перенесены на другие виды учебной работы и житейской практики
Мыслительная компетентность Информационная компетентность Коммуникативная компетентность Исследовательский Творческая компетентность Коммуникативная компетентность Творческий Деятельностная компетентность Информационная компетентность Коммуникативная компетентность Практико- ориентированный Различные типы проектов позволяют учителю решать разнообразные дидактические задачи, заранее планировать приращения в предметных знаниях, умениях и навыках учащегося, общеучебных умениях и навыках, его компетентностях и грамотно управлять его деятельностью в ходе работы
Рассмотрим как одна и та же тема разрабатывается в проектах разного типа и соответственно инициирует различный вид ведущей деятельности учащегося, позволяя учителю формировать различные ЗУН, ОУН и компетентности, а также учитывать возрастные и индивидуальные особенности отдельных учащихся
Творческий Работа учащегося Изучение произведений искусства Создание собственного творческого продукта В ходе работы у учащегося развиваются Творческая компетентность Коммуникативная компетентность (привлечение учеников и учителей для обратной связи)
Практико- ориентированный Работа учащегося Проведение конкретного дела Ознакомление с определенным объемом информации В ходе работы у учащегося развиваются Деятельностная компетентность Информационная компетентность Коммуникативная компетентность (привлечение внимания других людей к своему делу)
Компетентностный подход в образовании выдвигает на первое место не информированность ученика, а его умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности Обрести компетентность можно лишь при самостоятельной постановке проблемы, ее исследовании, поиске необходимых для ее решения ресурсов Проектная деятельность позволяет школьнику научиться распознавать проблему, преобразовывать ее в цель своей деятельности, разрабатывать план достижения этой цели, осуществлять его, добиваться результата, анализировать успехи и промахи
Чем же должен руководствоваться учитель? Прежде всего, независимо от технологий, он должен помнить правила: Главное не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета На воспитание активности не жалеть ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества Помогать ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно- познавательной деятельности, учить учиться. Необходимо чаще использовать вопрос почему?, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения Помнить, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике Приучать учеников думать и действовать самостоятельно Творческое мышление развивать всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решать несколькими способами, чаще практиковать творческие задачи.
Необходимо чаще показывать ученикам перспективы обучения Использовать схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний В процессе обучения обязательно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, объединять в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний Изучать и учитывать жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития Быть проинформированым относительно последних научных достижений по своему предмету Поощрять исследовательскую работу учеников. Находить возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов Учить так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью Объяснять ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
Перспективы дальнейшей работы над проблемой могут заключаться в дальнейшем совершенствовании технологии формирования ключевых компетентностей в образовательном процессе, в разработке практических приемов преподавания предмета, поиске дополнительных критериев оценки полученных результатов, в расширении диагностики достижений и пр.