Алевтина Романовна Антипина учитель немецкого и французского языков, классный руководитель 9 «г» класса, учитель высшей категории, победитель в социально- педагогической номинации конкурса «Учитель года – 2004»
Развитие познавательной активности учащихся на уроках немецкого языка через влияние на их эмоциональную сферу « Эмоции не могут быть под- менены, подавлены интеллек- том, т.к. отсутствие эмоций или бедность эмоциональной сферы ведут к пассивности мыслительных процессов». М.Е.Вайнер
Содержание Введение ……………………………………………………………………3 Глава 1. Теоретические основы психолого-педагогических и методических решений по проблеме развития познавательной активности школьников. § 1. Воспитание познавательной активности на основе влияния на эмоционально-волевую сферу учащихся……………………………8 § 2. О роли и месте эмоционального фактора как необходимого компонента развития познавательной активности …………………………………10 § 3. Влияние эмоций на восприятие и внимание, память и мышление….12 § 4. Учет индивидуальных особенностей восприятия и познания при изучении иностранного языка………………………………….14 § 5. Целостность обучения – основа формирования ключевых компетенций ученика………………………………………………………………….15 § 6. О роли личности учителя……………………………………………….17 Глава 2. Пути и средства воспитания познавательной активности на основе аппелирования к чувствам и эмоциям детей § 1. Приемы педагогической техники для развития познавательной активности…………………………………………………………….18 § 2. Метод проектов – источник роста познавательной активности…….36 § 3. Организация познавательной деятельности с позиции здоровьесбережения……………………………………………………38 Заключение ………………………………………………………………….43 Список литературы………………………………………………………….49
Внешние факторы воздействия Кабинет иностранного языка
Интеграция различных видов деятельности на уроке
Активное и целенаправленное задействование органов чувств Зрительное и слуховое восприятие Вкусовое восприятие Осязательное восприятие
Работа по ассоциограммам
Создание учебных речевых ситуаций ролевые игры разговор о реально- происходящих событиях встречи с носителями языка
Использование ИКТ на уроках Работа в PowerPoint Работа в MS Word, Paint, Excel… Мультимедиатека Internet
Сюрпризные моменты
Игры КВН Поле чудес Умники и умницы Счастливый случай Пока все дома Зов джунглей И др.
Уроки - игры Урок – праздник Урок – путешествие Урок – сказка Урок – спектакль Урок открытых мыслей Урок – турнир Урок – соревнование Урок – эврика Урок – конференция Урок – смотр знаний
Чтение с увлечением
Метод проектов – источник познавательной активности
Организация познавательной деятельности с позиции здоровьесбережения
Критериями важности влияния эмоционального состояния детей на их познавательную активность являются восприятие информации, внимание, память, мышление. Восприятие информации
Влияние эмоционального состояния детей на память
Рост интереса к предмету В процессе познания на уроке Мои ученики - участники заочной гуманитарной школы при областном центре «Муравейник» Профильные курсы, курсы по выбору Участие в школьной, районной олимпиадах 2002 г – 1 место, 2003 г – 2 место, 2005 г – 3 место Динамика роста успеваемости обучающихся на «4» и «5» 2003 г – 53%, 2004 г – 69%, 2005 г - 73%, 2006 г – 70%