СЕМИНАР «ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Нюксенский детский сад общеразвивающего вида 2» Дата проведения г.
Правовому воспитанию дошкольников в настоящее время уделяется большое внимание, так как дошкольное детство - наиболее благоприятный период для становления личности ребенка и успешность этой работы во многом зависит от подготовки педагогических кадров. «Уважение к человеку – вот пробный камень Если уважение к человеку будет заложено в сердцах людей, они неизбежно придут к созданию такой социальной, экономической политической системы, которая сделает это уважение непреложным законом». Антуан де Сент-Экзюпери
Сокращенный перечень прав ребёнка ( приводится по Конвенции о правах ребёнка) У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных или политических убеждений. (Статья 2. ) Право на жизнь. Выживание и свободное развитие. (Статья 6.) Право на сохранение своей индивидуальности. (Статья 8. ) Право на общение с обоими родителями. (Статья 9.) Право свободно выражать свои взгляды и мнения. (Статья 12 и 13. ) Право исповедовать любую религию. (Статья 14.) Право на свободу ассоциации и мирных собраний. (Статья 15.) Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию. (Статья 16.) Право на доступ к информации. (Статья 17. ) Право на защиту от всех форм насилия. (Статья 19. ) Право на достойный уровень жизни. (Статья 27. ) Право на образование. (Статья 28. ) Право на отдых и досуг. (Статья 31. ) Право на защиту от экономической эксплуатации и выполнения опасной для жизни работы. (Статья 32. ) Право на защиту от жестокого обращения. (Статья 37. ) Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях. (Статья 38. ) Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона. (Статья 40. )
Какие задачи стоят перед педагогами? Создавать условия для развития у детей положительного самоощущения; Развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребенка; Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека; Воспитать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физических недостатков; Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово; Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека; Разъяснять общественные нормы и правила поведения.
1. Выберите правильный ответ: Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка: а) родители; б) педагоги; в) члены правительства На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей: а) на благотворительные организации; б) на иностранных спонсоров; в) на государство ООН считает человека ребенком от рождения до: а) 16 лет; б) 18 лет; в) 19 лет
Кто несёт основную ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребёнка? а) органы управления Российской Федерации; б) органы местного самоуправления; в) образовательное учреждение; г) родители и другие лица, воспитывающие ребёнка. 2. Попытайтесь опровергнуть следующие высказывания, используя статьи Конвенции о правах ребенка: у детей есть только одно право: делать то, что им велят родители и воспитатели, все остальные права приходят в свое время, когда закон наделяет человека полной правовой ответственностью; ребенок должен жить в своей семье, несмотря на то, что это противоречит его интересам. 3. Решение педагогических ситуаций
Ребенок категорически отказывается заниматься на занятии, сидит молча в сторонке и ничего не делает. Воспитатель грубо тянет его за руку, сажает силой за стол, ругает его. Какой вид насилия применен к ребенку, какие права нарушены? Дежурные помогают младшему воспитателю накрывать на стол, убирать после обеда тарелки. Вечером Артем хвалится маме, как он дежурил. Мама возмущена использованием детского труда в детском саду. Нарушены ли права ребенка? Помогите разобраться в ситуации. Ребенок утром забегает в группу, обращается к воспитателю, оживленно что-то рассказывает. Воспитатель стоит спиной к ребенку и готовиться к занятиям, односложно отвечая что-то ребенку. Нарушены ли права ребенка? Ваш выход из ситуации
Как организовать эту работу? Эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека. Необходимо: Проводить различные виды игр, игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений; Организовать проблемно-поисковую деятельность детей (решение ситуаций); Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация); Использование сказок, стихов, пословиц, поговорок, в качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право или понятие.
Просмотр презентаций работе с дошкольниками по правовому воспитанию
Совместная деятельность взрослого и ребенка Самостоятельная деятельность детей Организованная деятельность
моё имя Правик «Приключения маленького человечка, по имени Правик»
Организованная деятельность
Самостоятельная деятельность детей
Совместная деятельность взрослого и ребенка
Символ «Имя» Эмблема «Права ребенка» Совместная деятельность взрослого и ребенка
Знать должны и взрослые, и дети О правах, что защищают нас на свете. Ну-ка, детки, поспешите, И обед не пропустите, Постарались повара, И обед не пропустите, Постарались повара, Очень вкусная еда! Очень вкусная еда! За день мы устали очень, Скажем всем - спокойной ночи, Спи - засыпай, Баю - бай. Каждый ребенок имеет право на отдых
Здесь здоровье детям берегут Медсёстры деток взвесят и привьют. Здесь здоровье детям берегут Медсёстры деток взвесят и привьют. В нашем садике не только обучают, не только обучают, развивают, закаляют. Очень я хочу учиться Обещаю не лениться Заходите в первый класс, Не шагайте мимо! Мы всему научим ВАС, Что необходимо!
Я, ты, он, она – Вместе -целая страна, Вместе -дружная семья, В слове "мы" -сто тысяч "я". Большеглазых, озорных, Черных, рыжих и льняных, Грустных и веселых В городах и селах. И для любви и доброты Открыты настежь двери Пусть знают все на свете Мы солнечные дети. Мы солнечные дети. Мы в садике живем Мы в садике живем Играем и рисуем, Играем и рисуем, Считаем и танцуем Считаем и танцуем Смеемся и поем. Смеемся и поем.
Корысти ради ты детей не тронь! Их защищает наш закон! Корысти ради ты детей не тронь! Их защищает наш закон! - Дразнят Золушкой меня, Оттого, что у огня силы не жалея, В кухне я тружусь, тружусь С печкой я вожусь, вожусь и всегда в золе я Прячу я печаль мою Я не плачу, а пою, улыбаюсь даже Но неужто, никогда Не уйти мне никуда от золы и сажи. Знайте, что бить, обижать и неволить Ребёнка закон никому не позволит! Мой народец странный, глупый, деревянный Кукольный владыка, вот кто я поди-ка! Грозный Карабас, славный Карабас! Куклы передо мною стелются травою: У меня есть плетка, плетка в 7 хвостов Пригрожу лишь плеткой мой народец кроткий Песни распевает, денежки сбирает В мой большой карман, в мой большой карман!
Советы воспитателям Одобрение даст ребенку ориентиры, как себя вести. При хорошей дозе одобрения можно обойтись минимумом запретов. Но при этом все, что хорошо получается, отмечать, а что пока не удается, не замечать. Если не испытываете радости от общения с ребенком, но при этом пытаетесь его чему-то научить, знайте - это дело бесполезное. Замечено, что заурядный, но смелый, решительный человек может соперничать с любым талантом, если талант робок. Самая большая хитрость в воспитании - отойти на второй план, но так организовать условия (среду), обстоятельства, чтобы ребенок сам проявлял инициативу. Не учить напрямую, не воспитывать "в лоб". Все, как в искусстве: мысль будить через чувство. Древние китайцы считали: "Если ты недоволен собой - совершенствуй себя, а если ты недоволен другими - совершенствуй себя, а не других". Для развития ребенка и становления его характера гораздо важнее научить его заботиться о других. Посоветуйте родителям: "хитренько" перенесите некоторые заботы о себе и членах семьи на ребенка. Вспомните "мужичка-с-ноготок", на седьмом году серьезно заявлявшего: "Семья-то большая, да два человека всего мужиков-то: отец мой да я". Отец этого мальчика явно был замечательным педагогом.
Благодарю за внимание