Современные игрушки Анализ с точки зрения соответствия психолого- педагогическим требованиям
ИГРУШКИ…
Что такое игрушка? Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой – 1)а)Предмет, предназначенный для игры детей. б) перен. То, что находится в полной зависимости от кого- л., чего-л. 2) перен. То, к чему относятся несерьезно, как к забаве, распоряжаясь по своему усмотрению, не считаясь с чьими-л. интересами или желаниями. 3) перен. Что-л. изящное, красивое.
Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова 1.Вещь, служащая детям для игры. Детские игрушки. Кроме камешков и раковин у ребенка не было других игрушек. || Предмет забавы, развлечение. Жизнь не игрушка, а трудное дело. Л. Толстой. Это вам - не игрушка! 2.перен. Послушное орудие чужой воли; то, чем распоряжаются по своей прихоти или произволу (книжн.). Он был игрушкой в руках заговорщиков. 3. в знач. сказуемого и в сравнениях. О ком-чем- н. изящном, нарядном (разг. фам.). Паровоз выпустили - прямо игрушка! игры.
Предложены критерии для проведения экспертизы: Критерии первой группы: обеспечивают безопасность ребенка, его защиту от негативных влияний игрушки на здоровье и эмоциональное благополучие В состав критериев второй группы: включены качества игрушки, направленные на обеспечение развития ребенка.
Основные критерии психолого- педагогической экспертизы игрушек: 1. Игрушка должна быть культуросообразной и соответствовать принятым в обществе 2. нормам и духовно- нравственным ценностям
Основные критерии психолого- педагогической экспертизы игрушек: 2. Социальная и психологическая безопасность игрушки В игрушке не должно быть явных признаков, провоцирующих ребёнка на агрессию и жестокость или вызывающих страх и тревогу; В игрушке или в её описании не должно быть грубого натурализма, в том числе сексуального контекста, выходящего за рамки возрастной компетенции ребёнка; Игрушка не должна унижать человеческое достоинство или оскорблять религиозные чувства, вызывать негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам людей; Игрушка не должна вызывать вызывает психологической зависимости в ущерб полноценному развитию ребёнка.
Основные критерии психолого- педагогической экспертизы игрушек: 3. Соответствие игрушки указанному в описании возрасту ребёнка: Привлекательность игрушки для ребёнка. Возможность полифункционального использования игрушки для развития способностей ребёнка (творчество, познавательное, физическое и духовное развитие). Эстетичность внешнего вида игрушки и отсутствие ошибок в конструкции игрушки, логике игры и в их описании
Дополнительные критерии: Возможность использования игрушки в коллективной игре Возможность освоения игрушки детьми со специальными нуждами (с физическими недостатками и особенностями) Прочность и долговечность игрушки Использование экологически чистых материалов Качество описания игрушки Качество упаковки игрушки
Три проблемы Анализируя отечественный рынок игрушек можно выделить три злободневные проблемы с точки зрения психолого-педагогической экспертизы: Возраст, рекомендованный отечественными производителями Звук. Ребенку в дошкольном возрасте свойственно звукоподражание. С каждым годом растет число детей, посещающих занятия у логопеда. Однако на низкой результативности этих занятий подчас сказывается общение детей с некачественной звуковой игрушкой.
Содержание обучающих игр. Самый значительный рост в разработке и производстве отечественных игр произошел в количестве наименований серии обучающих игр. Особую тревогу вызывают игры по обучению грамоте. Неправильная подача обучающего материала с точки зрения педагогики, методики и дидактики, огромное количество грамматических, лингвистических, орфографических, стилистических и т.д. ошибок наносит непоправимый вред ребенку. Такая игра не помогает, а создает лишь трудности на пути получения знаний и условия для травмирования психики детей в процессе переучивания.
Возможности игрушки Её применяют: в практике воспитания; при оказании психической помощи; в коррекции поведения; в творческом развитии.
Немецкий философ и психолог Эрих Фром много писал о том, что ребенок в игре моделирует и творит свою взрослую жизнь, в игре творит самого себя. Задумайтесь, какой будет взрослая жизнь ребенка играющего «классической бензопилой маньяка», вампирами, монстрами и т.п. Вот и получается, что из Фрейдовской игрушки, которая лечит она, превращается в игрушку, которая калечит.
Вывод: Всем нам необходимо понимать, что любая игрушка развивает. Вопрос – «что она развивает»? Агрессию, страх, неврозы или положительные эмоции, а может интеллектуальные и познавательные способности ребенка. Наша цель внести в жизнь ребенка правильный выбор игры и игрушки!
Для исправления сложившейся ситуации необходимо: 1. совершенствовать правовую базу и повышать правовую грамотность населения в вопросе защиты детей от влияния игр и игрушек, которые могут нанести вред здоровью, психическому и духовно-нравственному развитию детей 2. использовать педагогический потенциал образовательных учреждений, прежде всего дошкольной системы, в работе с семьями с целью создания единого развивающего пространства в детском саду и дома 3. совершенствовать систему социальной и психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек с целью обучения потребителей правильному выбору игр и игрушек
Благодарю за внимание! Старший воспитатель ГБОУ детский сад 374 Коханова Татьяна Анатольевна