Как пробудить интерес к чтению Технология мастерских на уроках литературы в 9 классе при изучении творчества писателей 18 века.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Чтоб в каждой душе пробуждался поэт и художник…» Технология мастерских на уроках литературы в 9 классе при изучении творчества писателей 18 века.
Advertisements

Тема урока: Стихотворение Г.Р.Державина «Властителям и судиям»
Урок литературы в 9 классе с использованием ТРКМЧП Прелести и горести первой любви (по рассказу И.С. Тургенева «Первая любовь») Е.П. Цирулькевич, учитель.
«Поверить алгеброй гармонию» А.С.Пушкин Сочинение – вид творческой работы, где учащиеся проявляют свою личность, индивидуальность, развивают навыки письменной.
Псалти́рь, Псалты́рь библейская книга Ветхого Завета, состоящая из 150 или 151 песен (псалмов), излагающих благочестивые излияния восторженного сердца.
«Отзыв о книге. Дневник чтения.» Библиотечный урок для учащихся 3-4 классов Автор: вед. библиотекарь МОУ СОШ 9 Капустина Людмила Николаевна.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Виртуальный музей Г.Р.Державина « Ум и сердце человечье Были гением моим…» Г.Р. Державин Авторы: Рой И.М.,Степанова И.А. Петрозаводск, МОУ « Державинский.
Применение технологии критического мышления на уроках литературы Из опыта работы Герасимовой Э.А учителя русского языка и литературы учителя русского языка.
1. Над каким вопросом размышляет автор? (проблема текста) 2. Как именно автор рассматривает этот вопрос в тексте? (комментарий) 3. Как автор отвечает на.
«Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы». Сысова Валентина Александровна учитель русского языка и литературы.
Тишина Е.А., Правдюк Л.С., учителя начальных классов МОУ СОШ 6, г.Георгиевска 2009 год.
Д ОБРЫЙ ДЕНЬ, ДОРОГИЕ УЧЕНИКИ ! УЧЕНИК ! Проверь себя, как ты готов Начать сегодня наш урок. На парте то, что нужно нам, Чтоб плыть к далеким берегам!
Учебный проект по литературе. 1. Образовательные: - дать представление о жизненном и творческом пути И.А.Бродского, ввести учеников в эмоционально сложную.
Урок развития речи «Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему» 8 класс Учитель высшей категории МОУ «СОШ 1 п.Советский» Голомидова Маргарита Леонидовна.
Проблема нравственного воспитания учащихся – одна из сложнейших проблем, стоящих в наше время перед школой. Немаловажная роль в её решении отводится урокам.
ТЕЗИСЫ Читатель это не только человек, который читает книги, но тот, который задумывается над всем, что он прочитал, каждый читатель должен стать и соавтором,
Муниципальное общеобразовательное учреждение Нижнешибряйская средняя общеобразовательная школа Уваровского района Тамбовской области Научно – практическая.
Урок - презентация в 11 классе. Презентацию подготовила : учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Привезенцева Елена Николаевна.
Критерии оценивания ответа на задание 25 I Содержание сочинения К 1 Формулировка проблемы исходного текста К 2 Комментарий к сформулированной проблеме.
Транксрипт:

Как пробудить интерес к чтению Технология мастерских на уроках литературы в 9 классе при изучении творчества писателей 18 века

Путь к сердцу Пергаменты не утоляют жажды. Ключ мудрости не на страницах книг. Кто к тайнам жизни рвётся мыслью каждой, В своей душе находит их родник. И.В. Гёте «Фауст»

Педагогическая мастерская. Мастерская – это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем урок. В творческих мастерских ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам.

Мастерская позволяет решать основные задачи литературного образования: Выработать коммуникативные навыки. Развить устную и письменную речь учащихся. Обогащать словарный запас. Анализировать готовый образцовый текст: понимать и раскрывать тему, определять основную мысль, особенности формы и содержания. Строить текст сочинения в определенной композиционной форме

Виды творческих мастерских

18 век - «Столетие безумно и мудро и до конца не разгадано" «М.В.Ломоносов» – технология исследовательской мастерской Г.Р.Державин – интегрированная мастерская (литература, история, изо) Д.И.Фонвизин – мастерская исследования текста - «Школа» «Недоросля»; Н.М.Карамзин – психологическая мастерская (проблема современного прочтения повести)

Исследовательская мастерская М.В.Ломоносов «Я знак бессмертия себе воздвигнул…» Цель исследования: Согласны вы принять совет В.Г.Белинского: «Юноши с особенным вниманием и любовью должны изучать его жизнь, носить в душе его величавый образ»?

Задания группам (или индивидуальные) 1. Прочитайте стихотворение Н.И.Рыленкова «Ломоносов». О каких фактах биографии Ломоносова упоминается в этом стихотворении? 2. Почему ода стала одним из любимых жанров Ломоносова? Вспомните особенности жанра. 3. В чем хочет убедить М.В.Ломоносов новую императрицу, рассказывая в своей оде о необъятности и богатстве Российской земли? 4. Прочитайте философскую оду «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния». Согласны вы с мыслью о том, что в Ломоносове «слились воедино поэт и ученый»?

Рефлексивный этап На выбор: Напишите свое вечернее или утреннее размышление над каким-нибудь загадочным для современного человека явлением. Постарайтесь, как Ломоносов, показать ход рассуждений и выразить свои чувства. Почему Ломоносов верил в безграничные возможности человека? Прав ли он был? В качестве доказательств этой мысли используйте знания о современных достижениях человечества в области науки и техники.

2. Проблема, решаемая на интегрированной мастерской: «Державин был человеком своей эпохи и век свой втащил в стихи весь – с его победами, полководцами, вельможами, крепостными, иллюзиями, дворцовыми празднествами. Но если поэзия Державина – это портрет екатерининского века, то чем он может быть интересен нынешнему читателю?»

Задания для учащихся: 1. «Портрет» А.В.Суворова 1. Каким вы увидели полководца Суворова в стихотворении Державина «Снегирь», написанном в день похорон Суворова? Похож ли он на свой памятник в Петербурге, где скульптор изобразил его в виде бога войны Марса в шлеме с пышным султаном? Стал ли он для вас от этого менее великим? (Ответы иллюстрируются слайдами презентации, рассказывающей о жизни полководца и дружбе его с Державиным)

2. «Портрет» Екатерины Великой Вопрос: «Какие качества Фелицы-Екатерины воспел в своей оде Державин?» позволяет ученикам ближе познакомиться с образом как Екатерины Великой, так и Державина. «Фелицей» он пытался подсказать государыне, как надо править по законам и справедливости. Он предлагал программу, Екатерине было лестно увидеть в стихотворении свой портрет.

3. « Рыцарь закона» Ода «Властителям и судиям» Ода «Властителям и судиям» написана по мотивам псалма пророка Асафа. Прочитайте псалом и сравните его с одой Г.Р.Державина. Псалом 81 Бог встал в сонме богов; среди богов произнес суд. Доколе судить вы будете неправильно и оказывать лицеприятие нечестивым? Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и и нищему оказывайте справедливость. Не знают, не разумеют, в темноте ходят; все основания земли колеблются. Я сказал: «Вы боги, и сыны Всевышнего – все вы. Но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей». Восстань, Боже, суди землю; ибо ты наследуешь все народы».

Стихотворение «Памятник" Прочитайте перевод Ломоносова оды Горация «К Мельпомене» и сравните со стихотворением Державина «Памятник». Что ценил в своей поэзии Гораций, а что Державин? К.С.Аксаков писал: «Лучшие строфы Державина можно смело уподобить землетрясению – они сокрушительны. Они, действительно, раскалены и стремительно извергают каменные глыбы и языка пламени. Он грозит неправедным властителям! Колоссальная энергия высвобождается в этих стихах, и самое сильное чувство у читателя, пожалуй, удивление – оттого, что всё остается на месте: буквы, бумага, книга, и можно эти стихи снова и снова перечитывать».

Рефлексивный этап мастерской Какие чувства испытали вы после прочтения «Властителям и судиям»? Современно ли это стихотворение? Напишите небольшое эссе о своих впечатлениях, взяв за образец высказывание Аксакова.

«Школа «Недоросля»- мастерская исследования текста Какие предметы будем изучать? 1 урок. «Дурацкая наука» (Арифметика) – Постакова Митрофану: «Не учись этой дурацкой науке» -д.1,явл.VII. 2 урок. «Наука-то не дворянская» (еоргафия) 3 урок. Урок скотницы Хавроньи (история) 4 урок. Урок дьячка от Покрова (грамота) 5 урок. Урок Тараса Скотинина (свиноводство)

Арифметика 3+5(6)+1=? Каковы слагаемые и чему равна сумма? (Это ужин Митрофанушки: «Солонины ломтика три, да подовых, не помню, 5, не помню, 6 + квасу целый кувшинец» - 1, IV) 18-х-3-2-Y=2. Вопрос: какие два героя пьесы составляют разность? (Простакова и Скотинин: у их родителей было 18 детей, «кого из бани мертвых вытащили – х, трое… скончались, двое с колокольни свалились, достальные сами не стояли» – Y)

Заключительный этап мастерской Как вы думаете, для нашего времени, проникнутого жаждой денег, власти, жизнеспособными ли оказываются столь дорогие Фонвизину идеи служения Отечеству, воспитания и истинного образования? Какие слова героев Недоросля имеют право на жизнь и сейчас?

Н.М.Карамзин – психологическая мастерская (проблема современного прочтения повести) 1. Проблема взаимоотношений в семье. На чём основывается благополучие семьи? Как бы вы определили формулу благополучия семьи? Докажите её справедливость. 2. Проблема воспитания в повести. Как нарисован в произведении образ Лизы? Каков характер героини? Почему она именно такая? 3. Проблема воспитания в повести. Как представлен в произведении образ Эраста? Объясните причины и мотивы его поступков, особенности поведения. 4. Проблема любви в повести. Одинаковы ли чувства, которые испытывает Лиза к Эрасту и Эраст к Лизе? Как ведут себя герои по отношению друг к другу? Какова цена любви? 5. Проблема греха в повести. Как решается эта проблема в произведении? Какие отступления от норм морали показывает автор? В чём видит автор истоки греховности?

«Нравственные уроки Карамзина достойны уважения и внимания и в сегодняшние такие сложные дни…» (В.В.Сиповский) Какие нравственные уроки почерпнули вы из повести «Бедная Лиза»? Почему, по мнению В.В.Сиповского, нравственные уроки Карамзина достойны уважения и внимания?

Результат применения современных технологий Использование современных технологий способствует формированию мотивации учения, стимулирует инициативу и творческое мышление учащихся, осуществляет социализацию подростков, успешно формирует коммуникативную компетенцию.

На уроках использовались презентации: «Я знак бессмертия себе воздвигнул…» - Слово о М.В.Ломоносове (автор Горох Н.Г.) «Сердце человечье» А.В. Суворова (автор Горох Н.Г.) «Я любил чистосердечье» - уроки по творчеству Г.Р.Державина в 9 классе (автор Горох Н.Г.)

Используемые ресурсы: Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе // Литература в школе.1996, 5. С Развивающие педагогические технологии html html Фото сканированы из журналов «Уроки литературы» (приложение к журналу «Литература в школе») за 2002 г. Черных О.Г. Практикум по литературе. М.Вако.2010

Автор работы: Горох Н.Г., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ села Ключи Лысогорского района Саратовской области