Как пробудить интерес к чтению Технология мастерских на уроках литературы в 9 классе при изучении творчества писателей 18 века
Путь к сердцу Пергаменты не утоляют жажды. Ключ мудрости не на страницах книг. Кто к тайнам жизни рвётся мыслью каждой, В своей душе находит их родник. И.В. Гёте «Фауст»
Педагогическая мастерская. Мастерская – это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем урок. В творческих мастерских ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам.
Мастерская позволяет решать основные задачи литературного образования: Выработать коммуникативные навыки. Развить устную и письменную речь учащихся. Обогащать словарный запас. Анализировать готовый образцовый текст: понимать и раскрывать тему, определять основную мысль, особенности формы и содержания. Строить текст сочинения в определенной композиционной форме
Виды творческих мастерских
18 век - «Столетие безумно и мудро и до конца не разгадано" «М.В.Ломоносов» – технология исследовательской мастерской Г.Р.Державин – интегрированная мастерская (литература, история, изо) Д.И.Фонвизин – мастерская исследования текста - «Школа» «Недоросля»; Н.М.Карамзин – психологическая мастерская (проблема современного прочтения повести)
Исследовательская мастерская М.В.Ломоносов «Я знак бессмертия себе воздвигнул…» Цель исследования: Согласны вы принять совет В.Г.Белинского: «Юноши с особенным вниманием и любовью должны изучать его жизнь, носить в душе его величавый образ»?
Задания группам (или индивидуальные) 1. Прочитайте стихотворение Н.И.Рыленкова «Ломоносов». О каких фактах биографии Ломоносова упоминается в этом стихотворении? 2. Почему ода стала одним из любимых жанров Ломоносова? Вспомните особенности жанра. 3. В чем хочет убедить М.В.Ломоносов новую императрицу, рассказывая в своей оде о необъятности и богатстве Российской земли? 4. Прочитайте философскую оду «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния». Согласны вы с мыслью о том, что в Ломоносове «слились воедино поэт и ученый»?
Рефлексивный этап На выбор: Напишите свое вечернее или утреннее размышление над каким-нибудь загадочным для современного человека явлением. Постарайтесь, как Ломоносов, показать ход рассуждений и выразить свои чувства. Почему Ломоносов верил в безграничные возможности человека? Прав ли он был? В качестве доказательств этой мысли используйте знания о современных достижениях человечества в области науки и техники.
2. Проблема, решаемая на интегрированной мастерской: «Державин был человеком своей эпохи и век свой втащил в стихи весь – с его победами, полководцами, вельможами, крепостными, иллюзиями, дворцовыми празднествами. Но если поэзия Державина – это портрет екатерининского века, то чем он может быть интересен нынешнему читателю?»
Задания для учащихся: 1. «Портрет» А.В.Суворова 1. Каким вы увидели полководца Суворова в стихотворении Державина «Снегирь», написанном в день похорон Суворова? Похож ли он на свой памятник в Петербурге, где скульптор изобразил его в виде бога войны Марса в шлеме с пышным султаном? Стал ли он для вас от этого менее великим? (Ответы иллюстрируются слайдами презентации, рассказывающей о жизни полководца и дружбе его с Державиным)
2. «Портрет» Екатерины Великой Вопрос: «Какие качества Фелицы-Екатерины воспел в своей оде Державин?» позволяет ученикам ближе познакомиться с образом как Екатерины Великой, так и Державина. «Фелицей» он пытался подсказать государыне, как надо править по законам и справедливости. Он предлагал программу, Екатерине было лестно увидеть в стихотворении свой портрет.
3. « Рыцарь закона» Ода «Властителям и судиям» Ода «Властителям и судиям» написана по мотивам псалма пророка Асафа. Прочитайте псалом и сравните его с одой Г.Р.Державина. Псалом 81 Бог встал в сонме богов; среди богов произнес суд. Доколе судить вы будете неправильно и оказывать лицеприятие нечестивым? Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и и нищему оказывайте справедливость. Не знают, не разумеют, в темноте ходят; все основания земли колеблются. Я сказал: «Вы боги, и сыны Всевышнего – все вы. Но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей». Восстань, Боже, суди землю; ибо ты наследуешь все народы».
Стихотворение «Памятник" Прочитайте перевод Ломоносова оды Горация «К Мельпомене» и сравните со стихотворением Державина «Памятник». Что ценил в своей поэзии Гораций, а что Державин? К.С.Аксаков писал: «Лучшие строфы Державина можно смело уподобить землетрясению – они сокрушительны. Они, действительно, раскалены и стремительно извергают каменные глыбы и языка пламени. Он грозит неправедным властителям! Колоссальная энергия высвобождается в этих стихах, и самое сильное чувство у читателя, пожалуй, удивление – оттого, что всё остается на месте: буквы, бумага, книга, и можно эти стихи снова и снова перечитывать».
Рефлексивный этап мастерской Какие чувства испытали вы после прочтения «Властителям и судиям»? Современно ли это стихотворение? Напишите небольшое эссе о своих впечатлениях, взяв за образец высказывание Аксакова.
«Школа «Недоросля»- мастерская исследования текста Какие предметы будем изучать? 1 урок. «Дурацкая наука» (Арифметика) – Постакова Митрофану: «Не учись этой дурацкой науке» -д.1,явл.VII. 2 урок. «Наука-то не дворянская» (еоргафия) 3 урок. Урок скотницы Хавроньи (история) 4 урок. Урок дьячка от Покрова (грамота) 5 урок. Урок Тараса Скотинина (свиноводство)
Арифметика 3+5(6)+1=? Каковы слагаемые и чему равна сумма? (Это ужин Митрофанушки: «Солонины ломтика три, да подовых, не помню, 5, не помню, 6 + квасу целый кувшинец» - 1, IV) 18-х-3-2-Y=2. Вопрос: какие два героя пьесы составляют разность? (Простакова и Скотинин: у их родителей было 18 детей, «кого из бани мертвых вытащили – х, трое… скончались, двое с колокольни свалились, достальные сами не стояли» – Y)
Заключительный этап мастерской Как вы думаете, для нашего времени, проникнутого жаждой денег, власти, жизнеспособными ли оказываются столь дорогие Фонвизину идеи служения Отечеству, воспитания и истинного образования? Какие слова героев Недоросля имеют право на жизнь и сейчас?
Н.М.Карамзин – психологическая мастерская (проблема современного прочтения повести) 1. Проблема взаимоотношений в семье. На чём основывается благополучие семьи? Как бы вы определили формулу благополучия семьи? Докажите её справедливость. 2. Проблема воспитания в повести. Как нарисован в произведении образ Лизы? Каков характер героини? Почему она именно такая? 3. Проблема воспитания в повести. Как представлен в произведении образ Эраста? Объясните причины и мотивы его поступков, особенности поведения. 4. Проблема любви в повести. Одинаковы ли чувства, которые испытывает Лиза к Эрасту и Эраст к Лизе? Как ведут себя герои по отношению друг к другу? Какова цена любви? 5. Проблема греха в повести. Как решается эта проблема в произведении? Какие отступления от норм морали показывает автор? В чём видит автор истоки греховности?
«Нравственные уроки Карамзина достойны уважения и внимания и в сегодняшние такие сложные дни…» (В.В.Сиповский) Какие нравственные уроки почерпнули вы из повести «Бедная Лиза»? Почему, по мнению В.В.Сиповского, нравственные уроки Карамзина достойны уважения и внимания?
Результат применения современных технологий Использование современных технологий способствует формированию мотивации учения, стимулирует инициативу и творческое мышление учащихся, осуществляет социализацию подростков, успешно формирует коммуникативную компетенцию.
На уроках использовались презентации: «Я знак бессмертия себе воздвигнул…» - Слово о М.В.Ломоносове (автор Горох Н.Г.) «Сердце человечье» А.В. Суворова (автор Горох Н.Г.) «Я любил чистосердечье» - уроки по творчеству Г.Р.Державина в 9 классе (автор Горох Н.Г.)
Используемые ресурсы: Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе // Литература в школе.1996, 5. С Развивающие педагогические технологии html html Фото сканированы из журналов «Уроки литературы» (приложение к журналу «Литература в школе») за 2002 г. Черных О.Г. Практикум по литературе. М.Вако.2010
Автор работы: Горох Н.Г., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ села Ключи Лысогорского района Саратовской области