ДУХОВНЫЙ МИР ДРЕВНИХ ОБЩЕСТВ. Павлова Анеля Васильевна, МОУ СОШ 12 Г. Вышнего Волочка Тверской обл., учитель истории
Разновидности мифов Космогонические о происхождении мира солярные мифы лунарные мифы астральные мифы Эсхатологические о конце мира Антропогонические мифы о происхождении человека культурный герой Календарные мифы - мифы об умирающем и воскресающем звере Умирающий и воскресающий бог Мифы о животных Культовые мифы Разновидности мифов Космогонические о происхождении мира солярные мифы лунарные мифы астральные мифы Эсхатологические о конце мира Антропогонические мифы о происхождении человека культурный герой Календарные мифы - мифы об умирающем и воскресающем звере Умирающий и воскресающий бог Мифы о животных Культовые мифы
Высший уровень первобытного сознания - мифология. Мифология это некоторый «до-теоретический» способ обобщения, систематизации стихийно-эмпирических, обыденных знаний. Миф есть прежде всего способ обобщения мира в форме наглядных образов. В мифологическом сознании человек не выделяет себя из окружающей среды. Для мифа характерно неразличение объекта и мысли о нем. Высший уровень первобытного сознания - мифология. Мифология это некоторый «до-теоретический» способ обобщения, систематизации стихийно-эмпирических, обыденных знаний. Миф есть прежде всего способ обобщения мира в форме наглядных образов. В мифологическом сознании человек не выделяет себя из окружающей среды. Для мифа характерно неразличение объекта и мысли о нем.
Своеобразие мифа: он не нацелен на выявление объективных закономерностей мира. Миф выполняет функцию установления идеального (но осознаваемого как реальное) равновесия между родовым коллективом и природой. В мифе нет различия между реальным и сверхъестественным. Своеобразие мифа: он не нацелен на выявление объективных закономерностей мира. Миф выполняет функцию установления идеального (но осознаваемого как реальное) равновесия между родовым коллективом и природой. В мифе нет различия между реальным и сверхъестественным.
Отличие мыслительной деятельности на уровне мифологического сознания от понятийно-мыслительной деятельности эпохи цивилизации: - преобладание умозаключений по аналогии; - обобщение на основе подражания; - недецентрированность (или эгоцентризм) отражения; - неполнота обратимости логических операций и нечувствительность к логическому противоречию; - неразличение случайного, единичного, неповторимого и необходимого, общего, повторяющегося. Отличие мыслительной деятельности на уровне мифологического сознания от понятийно-мыслительной деятельности эпохи цивилизации: - преобладание умозаключений по аналогии; - обобщение на основе подражания; - недецентрированность (или эгоцентризм) отражения; - неполнота обратимости логических операций и нечувствительность к логическому противоречию; - неразличение случайного, единичного, неповторимого и необходимого, общего, повторяющегося.
В мифе существуют также свое, особое мифологическое время и мифологическое пространство. Мифологическое время это некое далекое прошлое, время Творения Мира богами, «Время великих сновидений», которое качественно отличается от настоящего, от современности. Вместе с тем время Творения это некая модель, образец современных событий. В мифе существуют также свое, особое мифологическое время и мифологическое пространство. Мифологическое время это некое далекое прошлое, время Творения Мира богами, «Время великих сновидений», которое качественно отличается от настоящего, от современности. Вместе с тем время Творения это некая модель, образец современных событий.
Мифологическое пространство это пространство родовой жизни, часть мира, в которой появился и функционирует данный род со своим определенным тотемом, т.е. родоначальником, в качестве которого выступает некая вещь животное, растение или даже неорганический предмет. Мифологическое пространство это пространство родовой жизни, часть мира, в которой появился и функционирует данный род со своим определенным тотемом, т.е. родоначальником, в качестве которого выступает некая вещь животное, растение или даже неорганический предмет.
Миф, как и само первобытное общество, исторически изменялся. Ранние мифы краткие, примитивные, сюжетно неразвернутые, очень простые по содержанию. Бинарно-ритмические оппозиции в самых древних мифах простейшие, не имеют логических связей, переходов. В наиболее древних мифах мир, Земля, Вселенная часто изображались в облике животного (зооморфное видение мира). Миф, как и само первобытное общество, исторически изменялся. Ранние мифы краткие, примитивные, сюжетно неразвернутые, очень простые по содержанию. Бинарно-ритмические оппозиции в самых древних мифах простейшие, не имеют логических связей, переходов. В наиболее древних мифах мир, Земля, Вселенная часто изображались в облике животного (зооморфное видение мира).
В древнеиндийских сочинениях присутствует изображение Вселенной в образе жертвенного коня: «Утренняя заря это голова жертвенного коня, солнце его глаз, ветер его дыхание... небо его спина, воздушное пространство его брюхо, земля его пот, страны света его бока... дни и ночи его ноги, звезды его кости, облака его мясо, пища в желудке это песок, реки его жилы, печень и легкие горы, травы и деревья его волосы». В древнеиндийских сочинениях присутствует изображение Вселенной в образе жертвенного коня: «Утренняя заря это голова жертвенного коня, солнце его глаз, ветер его дыхание... небо его спина, воздушное пространство его брюхо, земля его пот, страны света его бока... дни и ночи его ноги, звезды его кости, облака его мясо, пища в желудке это песок, реки его жилы, печень и легкие горы, травы и деревья его волосы».
Широко распространен в первобытных мифах образ мирового дерева. Вселенная представлялась как громадное космическое мировое дерево. В таком дереве четко выявлялись три составные части, каждой из которых соответствовал свой самостоятельный мир: верхушка (где живут духи и боги), столб (скрепляющий Космос) и корень (уходящий в землю, на которой живут люди). Широко распространен в первобытных мифах образ мирового дерева. Вселенная представлялась как громадное космическое мировое дерево. В таком дереве четко выявлялись три составные части, каждой из которых соответствовал свой самостоятельный мир: верхушка (где живут духи и боги), столб (скрепляющий Космос) и корень (уходящий в землю, на которой живут люди).
Этапом исторического развития мифа был процесс антропоморфизации мифологии, т.е. на смену Вселенной в образе животного или мирового дерева постепенно приходит Вселенная в образе человека. Такие преобразования мифологии отражали глубинные сдвиги в общинных отношениях при переходе от ранней к поздней родовой общине. Все больше появляется мифов о гигантском космическом первочеловеке, из частей которого был создан видимый мир. Так, в «Ведах», священных книгах Древней Индии, есть рассказ о Пуруше, первочеловеке, из частей которого появились мир, люди, касты людей и др. Этапом исторического развития мифа был процесс антропоморфизации мифологии, т.е. на смену Вселенной в образе животного или мирового дерева постепенно приходит Вселенная в образе человека. Такие преобразования мифологии отражали глубинные сдвиги в общинных отношениях при переходе от ранней к поздней родовой общине. Все больше появляется мифов о гигантском космическом первочеловеке, из частей которого был создан видимый мир. Так, в «Ведах», священных книгах Древней Индии, есть рассказ о Пуруше, первочеловеке, из частей которого появились мир, люди, касты людей и др.
Осевое время (нем. Achsenzeit) термин, введённый немецким философом Карлом Ясперсом для обозначения периода в истории человечества, во время которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское, сформировавшее тот тип человека, который существует поныне.нем. философом Карлом Ясперсом мифологическому мировоззрению Осевое время также характери- зуется появлением религий Спасения. ( 500 г.до н.э.) Осевое время (нем. Achsenzeit) термин, введённый немецким философом Карлом Ясперсом для обозначения периода в истории человечества, во время которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское, сформировавшее тот тип человека, который существует поныне.нем. философом Карлом Ясперсом мифологическому мировоззрению Осевое время также характери- зуется появлением религий Спасения. ( 500 г.до н.э.)
Примеры философских и религиозных учений осевого времени: Конфуцианство Конфуцианство; Даосизм Даосизм; Легизм Легизм; Моизм Моизм; Буддизм Буддизм; Зороастризм Зороастризм; Иудаизм Иудаизм; Античная философия Примеры философских и религиозных учений осевого времени: Конфуцианство Конфуцианство; Даосизм Даосизм; Легизм Легизм; Моизм Моизм; Буддизм Буддизм; Зороастризм Зороастризм; Иудаизм Иудаизм; Античная философия
Истина о страданиистрадании Мир полон страданий. Рождение страдание, болезнь страдание, смерть страдание. Соединение с неприятным страдание, разлучение с приятным страдание. Истина о происхождении и причинах страдания Источник страдания привязанность и ненависть. Остальные пагубные эмоции, как правило, порождены ими. Истина о подлинном прекращении страдания. Устранение загрязнений ума (привязанности, ненависти, зависти и нетерпимости). Истина о путях к прекращению страдания Предложен так называемый срединный или Восьмеричный Путь достижения нирваны.Восьмеричный Путь Истина о страданиистрадании Мир полон страданий. Рождение страдание, болезнь страдание, смерть страдание. Соединение с неприятным страдание, разлучение с приятным страдание. Истина о происхождении и причинах страдания Источник страдания привязанность и ненависть. Остальные пагубные эмоции, как правило, порождены ими. Истина о подлинном прекращении страдания. Устранение загрязнений ума (привязанности, ненависти, зависти и нетерпимости). Истина о путях к прекращению страдания Предложен так называемый срединный или Восьмеричный Путь достижения нирваны.Восьмеричный Путь БУДДИЗМ
МудростьPaññā IПравильное воззрение IIПравильное намерение Нравственность IIIПравильная речь IVПравильное поведение VПравильный образ жизни Духовная дисциплина VIПравильное усилие VIIПравильное памятование VIII Правильное сосредоточение
Учение Конфуция записали его ученики в книгу «Беседы и высказывания». Основу этой школы можно выразить словами ее основателя: «Государь должен быть государем, сановник сановником, отец отцом, сын сыном». Основу воспитания составляет точное следование церемониям, которые представляют собой внешнее выражение долга, любви, преданности.. Учение Конфуция записали его ученики в книгу «Беседы и высказывания». Основу этой школы можно выразить словами ее основателя: «Государь должен быть государем, сановник сановником, отец отцом, сын сыном». Основу воспитания составляет точное следование церемониям, которые представляют собой внешнее выражение долга, любви, преданности.. конфуцианство
Целью в конфуцианстве является обретение характера благородного мужа, то есть человека, который верен, справедлив, предан императору и добр к народу. В конфуцианстве понятие Бога как такового отсутствует вообще, и, по сути, конфуцианство правильно было бы назвать не религией, а философией. Целью в конфуцианстве является обретение характера благородного мужа, то есть человека, который верен, справедлив, предан императору и добр к народу. В конфуцианстве понятие Бога как такового отсутствует вообще, и, по сути, конфуцианство правильно было бы назвать не религией, а философией.
ДАОСИЗМ - китайская религия и одна из основных религиозно- философских школ.религия Возник в сер. 1-го тыс. до н. э. на основе верований шаманского характера. Философии даосизма присущи натурализм, зачатки примитивной диалектики и элементы религиозной мистики. Основной представитель – Лао-цзы. В начале н. э. даосизм оформился в развитую религию. Цель адептов даосизма - достичь единства с первоосновой мира - дао и посредством алхимии и психофизических упражнений обрести бессмертие.натурализм Цельмирадао ЛЕГИЗМ, «Школа закона», представляет собой сформировавшееся в 4–3 вв. до н.э. теоретическое обоснование тоталитарно-деспотического управления государством и обществом, которое первым в китайской теории добилось статуса единой официальной идеологии в первой централизованной империи Цинь (221–207 до н.э.). ДАОСИЗМ - китайская религия и одна из основных религиозно- философских школ.религия Возник в сер. 1-го тыс. до н. э. на основе верований шаманского характера. Философии даосизма присущи натурализм, зачатки примитивной диалектики и элементы религиозной мистики. Основной представитель – Лао-цзы. В начале н. э. даосизм оформился в развитую религию. Цель адептов даосизма - достичь единства с первоосновой мира - дао и посредством алхимии и психофизических упражнений обрести бессмертие.натурализм Цельмирадао ЛЕГИЗМ, «Школа закона», представляет собой сформировавшееся в 4–3 вв. до н.э. теоретическое обоснование тоталитарно-деспотического управления государством и обществом, которое первым в китайской теории добилось статуса единой официальной идеологии в первой централизованной империи Цинь (221–207 до н.э.).
Иудаизм первым в истории человечества провозгласил монотеизм, углублённый учением о сотворении человека Богом по своему образу и подобию следствием чего является любовь Бога к человеку, Понятие о жизни как о Диалоге Бога и Человека. Религия, предположительно, оформилась На рубеже II – I тыс.до н.э. Иудаизм первым в истории человечества провозгласил монотеизм, углублённый учением о сотворении человека Богом по своему образу и подобию следствием чего является любовь Бога к человеку, Понятие о жизни как о Диалоге Бога и Человека. Религия, предположительно, оформилась На рубеже II – I тыс.до н.э.
Христианство возникло в середине I в. н.э. на территории Римской империи в Палестине. Христианство возникло как ответвление от иудаизма. Священную книгу иудеев Танах (Тора) христиане считают и своей священной книгой, но называют её иначе: Ветхим Заветом. Кроме того особо почитаемыми являются книги Нового Завета. В Евангелиях содержатся описания рождения и жизни Иисуса Христа, его смерти и чудесного воскресения, а также проповеди, поучения и притчи.Иисуса Христа притчи Христианство возникло в середине I в. н.э. на территории Римской империи в Палестине. Христианство возникло как ответвление от иудаизма. Священную книгу иудеев Танах (Тора) христиане считают и своей священной книгой, но называют её иначе: Ветхим Заветом. Кроме того особо почитаемыми являются книги Нового Завета. В Евангелиях содержатся описания рождения и жизни Иисуса Христа, его смерти и чудесного воскресения, а также проповеди, поучения и притчи.Иисуса Христа притчи
Особенности христианства: Во-первых, его монотеизмом. Все остальные религии в империи, кроме христианства и иудаизма, были политеистическими. В условиях империи монотеизм выглядел более привлекательно. Во-вторых, его гуманистическим нравственным содержанием. В христианстве эти идеи были выражены более полно и более ярко, поскольку основными авторами этой религии (по мнению историков) были трудящиеся; а для тружеников труд и быт без взаимоуважения и взаимопомощи были просто невозможны. В-третьих, картина загробной жизни в христианстве выглядела для низов общества более привлекательно, чем в любой другой религии. Христианство обещало небесную награду в первую очередь и главным образом всем страдающим в этой жизни. В-четвёртых, только христианство отказалось от национальных перегородок, пообещав спасение всем, независимо от национальной принадлежности. В-пятых, обряды в существовавших тогда религиях были сложными и дорогостоящими, а христианство упростило и удешевило обряды. В-шестых, только христианство критиковало рабство тем, что признавало раба, равным перед Богом со всеми другими людьми. Особенности христианства: Во-первых, его монотеизмом. Все остальные религии в империи, кроме христианства и иудаизма, были политеистическими. В условиях империи монотеизм выглядел более привлекательно. Во-вторых, его гуманистическим нравственным содержанием. В христианстве эти идеи были выражены более полно и более ярко, поскольку основными авторами этой религии (по мнению историков) были трудящиеся; а для тружеников труд и быт без взаимоуважения и взаимопомощи были просто невозможны. В-третьих, картина загробной жизни в христианстве выглядела для низов общества более привлекательно, чем в любой другой религии. Христианство обещало небесную награду в первую очередь и главным образом всем страдающим в этой жизни. В-четвёртых, только христианство отказалось от национальных перегородок, пообещав спасение всем, независимо от национальной принадлежности. В-пятых, обряды в существовавших тогда религиях были сложными и дорогостоящими, а христианство упростило и удешевило обряды. В-шестых, только христианство критиковало рабство тем, что признавало раба, равным перед Богом со всеми другими людьми.
soznanie/mifologicheskaya-kartina-mira/view-details.html ed%f1%ea%e0%ff%20%ea%f3%eb%fc%f2%f3%f0%e0 fishsoft.ru/forum/index.php?showtopic=6109&st=250 html html D0%B3%D0%B8%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1 %81%D0%B8%D0%BC%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8B htm Литература: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт, Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс, М. «Просвещение», 2008 г. Интернет – ресурсы: Источники материалов: