Подготовительная логопедическая группа 4 воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида 7 г.Шебекино Белгородской области» Клаптюх И.Л. Воспитание культурно-гигиенических навыков в ДОУ
Культурно-гигиенические навыки и привычки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно
В подготовительная к школе группе (от 6 до 7 лет) культурно – гигиеническим навыкам относится воспитание привычки быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь только индивидуальным полотенцем, чистит зубы, полоскать рот утром и после еды, мыть ноги перед сном, правильно пользоваться носовым платком, следить за своим внешним видом, пользоваться расчёской, быстро раздевать и одеваться, вешать одежду в определённом порядке и месте, следить за чистотой одежды и обуви.
К числу основных условий успешного формирования культурно-гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка (т.е. наличие необходимых предметов быта для осуществления режимных моментов), четкий режим дня, руководство взрослых.
Для успешного формирования культурно- гигиенических навыков необходимо: 1. Продумать организацию всей обстановки в детском саду и дома. Она должна быть привлекательной и удобной для выполнения заданий (мебель, оборудование приспосабливаются к росту детей, каждая вещь хранится в определенном месте, доступном для пользования, и т. д.).
. 2. Действия, связанные с формированием культурно-гигиенических навыков, разбивать на операции, которые следуют в одном, определенно установленном порядке. Это способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов.
3. Воспитывая порядок действий, выделять подготовку к действию, культуру самого процесса (целенаправленность, экономность движений), навыки приведения в порядок рабочего места после окончания действий, умение планировать последовательность действий.
4. На начальном этапе неоднократно повторять новый навык без больших интервалов. С этой целью часто упражнять детей в определенных действиях, обращая внимание на способ и порядок выполнения. При этом для разнообразия следует использовать разные формы, но характер действия должен быть неизменным.
5. Научить детей выполнять те или иные операции, добиваясь постепенного осознания их значения и целесообразности способа выполнения. При этом условии автоматизация навыка будет связана не с привычной обстановкой, а с формированием культурных потребностей, привычек, сохраняющих свою силу в любых условиях, в любой обстановке.
6. Взрослым безукоризненно выполнять все гигиенические и культурные требования, которые предъявляются детям, помнить, что дети во всем подражают старшим.
7. Индивидуализировать работу с каждым ребенком, учитывая уровень его культурно-гигиенических навыков, условия домашнего воспитания.
Важным фактором воспитания является коллектив, где дети наблюдают положительные примеры, могут производить сравнения, получить помощь при затруднении.
ЛИТЕРАТУРА: Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья для дошкольников и младших школьников.М., ЭКСИМО,1995. Боги на Т.Н. Современные методы оздоровления дошкольников. – М.: Издательство МИПКРО, Бочарова Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста. Пособие для родителей и воспитателей, М., Брагина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. – М.: Мозаика– Синтез, Вахрушев А.А. 2 часть. Здравствуй мир! Учебник-тетрадь для дошкольников. Издательство БАЛАСС. Вильдяева Н.И. Азбука правильного питания. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – М.: Сфера, Гарнышева Т.И. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры. СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011, 128 с. Голицына Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. М.: Скрипторий 2003, 2007.