Тема 4. Индийская традиция и йога История и личность «Регионоведение» ИМОСТ, кафедра МОЗР Петрова Наталья Владимировна
Цели и задачи лекции 2 Цель лекции – сформировать у студентов следующие умения: 1. Определение религиозных течений 2. Владение религиозной терминологией Задачи лекции – ознакомить студентов с историей возникновения и основными положениями индуизма, а также дать историко-культурологическую характеристику основателя данного учения.
Компетенции, которые должен приобрести студент в результате изучения данной темы 3 1. Анализ и прогнозирование общественного и политического процесса в Азии через призму представлений о человеке и личности в конкретном регионе. 2. Адекватное восприятие представителей других культур и традиций. 3. Свободное ориентирование в терминах теорий личности и религиозных понятиях.
Содержание 4 1. Ключевые понятия 2. Учебный материал 3. Рекомендуемая литература
Ключевые понятия 5 Санскрит – священный язык индуизма. Веды – священные книги индуизма. Брахман – 1) Высший Абсолют, 2) книга толкования ритуальных песен, 3) представитель высшей касты Индии. Дхарма – 1) один из богов в индуизме, 2) одна из четырех целей жизни индуса. Йога – 1) одна из шести философских школ индуизма, 2) практика достижения изменения сознания.
Учебный материал 6 Для индусов – религия, это то, что помогает раскрыть божественное в человеке. Нет единого названия для последователей индуизма – «индус», «индуист». Специфика индуизма определяется особенностями мировоззрения жителей Индии. Во-первых, священный язык индуизма – санскрит. Это один из самых сложных языков, в нем 13 гласных и 37 согласных букв, множественные формы словообразования, большая часть слов – многосложные (имеют более 5 слогов), очень много синонимов (на слово земля – более 15 синонимов), антонимов и омонимов, длина предложений может достигать одной страницы. Этот язык позволят выражать малейшие нюансы чувств, мыслей и т.д.
Во-вторых, индусы живут с осознанием того, что всё вокруг много раз повторялось, а значит нет прошлого, настоящего и будущего – нет нужды к чему то стремиться, куда-то торопиться. Существует лишь «Вечная Индия», все остальное – суета. В-третьих, на территории Индии всегда жило много народов (тамилы, бенгальцы, хиндустанцы, бихарцы, ория и др.), ни один из которых не был доминирующим, поэтому в индуизме нет центра, нет четкого пантеона богов, даже нет единых ритуалов. 7
Этапы становления и развития индуизма Поскольку прошлого, настоящего и будущего нет, то индусы мало интересуются свой историей и поэтому очень сложно проследить генезис индуизма. Условно можно выделить 4 периода: 1. Протоиндийская цивилизация (г. Мохенджо-Даро) – истоки индуизма. Развитие женского начала, уважение к Матери, сильные богини. 2. Ведийский этап – появление и фиксация «Вед», канонизация классических текстов. 3. II в. до н.э. – начало н.э. – становление 6 классических философских школ индуизма. 4. Наша эра – акцент на бхакти (служение и любовь к вечному божеству). 8
Веды 1. Самхиты (собраное) Ригведы – собрание гимнов Самаведы – собрание песнопений Яджурведы – собрание жертвенных формул Атхарваведы – собрание магических заклинаний 2. Брахманы – толкование ритуальных песен 3. Упанишады – тексты религиозно-философского характера 9
Основные боги индуизма В каждой местности свои главные боги. Общего пантеона нет. Ученые спорят по поводу общего количества богов в индуизме – от нескольких сотен до Некоторые боги известны только в одной деревне, какие-то – выступают покровителями только одной касты, а есть боги, которым поклоняются представители одной профессии в одной местности. Наиболее распространенные боги: Агни – бог огня Рудра – бог бурь и отец ветров Вишну – бог солнечной энергии Шива – бог разрушений Шакти – богиня – Мать Брахман – Высший Абсолют Атман – абсолютный дух человека Дхарма – бог времени и пространства 10
Основные характеристики индуизма 1. Веды – наивысший авторитет. 2. Истина – многогранна, а значит следует соблюдать терпимость. 3. Космический цикл бесконечен. 4. Карма определяет положение человека в следующей жизни. 5. К духовному освобождению ведут различные пути. 6. Отсутствие жесткого набора философских положений. 11
4 ноги Дхармы Согласно индуизму, вся история человечества делится на 4 периода: Критаюга – Дхарма стоял на 4 ногах, в мире царили гармония и благополучие. Это золотой век, который длился лет Третаюга – Дхарма стоял на 3 ногах, в мире появились разрушения и несчастья, но их было еще очень мало. Длился этот этап лет. Двапараюга – Дхарма потерял еще одну ногу и остался стоять на двух. Хаос заполнил уже половину мира, люди перестали верить в гармонию. Длился этот период лет. Калиюга – в ночь с 17 на 18 февраля 3201 г. До н.э. Дхарма остался стоять на одной ноге. В мире настал период хаоса, разрушений, горя, болезней и т.д. Продлится этот этап лет и закончится падением Дхармы и концом света. 12
Цели жизни в индуизме 1. Дхарма – «не причиняй другому того, что неприятно тебе самому». 2. Артха – приобретение материальных благ. 3. Кама – любовь, чувственные удовольствия. 4. Мокши – свобода от самсары. 1 и 2 цели соответствуют детству и юности 3 и 4 цели соответствуют старости 13
Пути к богу I Карма – марга – прийти к богу через деяние. II Джняна – марга – прийти к богу через знания. III Бхакти – марга – безответная любовь к богу. IV Найти свой путь. 14
Рекомендуемая литература Бернс К. Загадки восточной мудрости: [От Заратустры до Мао] / К. Бернс. - М. : Мир книги, с. 2. Жоль К.К. Индуизм в истории Индии [Текст] : учебное пособие для вузов / К. К. Жоль ; [отв. ред. Б. И. Гуменюк]. - М. : АСТ : Восток-Запад, , [1] с. 3. История Индии [Текст] : сборник / сост. А. Р. Андреев. - М : Альтернатива, с. 4. Философия йоги: В поисках свободы - М. : ЭКСМО-Пресс, с. 5. Шохин В.К. Индийская философия. Шарманский период (середина I тысячелетия до н.э.) / В. К. Шохин. - СПб. : Изд-во СПб. ун-та, с.
16 Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.