Практикум 5 Новая роль художника. Созидание вещей и сотворение миров.
1. Гольбейн писал своего Христа с натуры: моделью служил мертвый рыбак, утонувший в Рейне. Во времена Платона Пракситель начал ваять свои скульптуры, используя натурщиков. Сравните реакцию Достоевского на картину Гольбейна с отношением Платона к искусству Праксителя (см. лекцию 1). 2. Как, по-Вашему, отнесся бы Платон к живописи авангарда? 3. Почему Малевич считал, что «воспроизводить облюбованные предметы и уголки природы, все равно, что восторгаться вору на свои закованные ноги»? Почему ноги «закованные»? Почему тот, кто восторгается, «вор»?
Ганс Гольбейн Младший. Мертвый Христос в гробу. 1521–1522 Да от этой картины у иного еще вера может пропасть!» Ф.М. Достоевский. Роман «Идиот»
4. Гоген писал своему другу Шуффенекеру: «Хочу дать вам один совет не увлекайтесь копированием природы. Искусство это абстракция; извлекайте эту абстракцию из природы, погружайтесь перед ней в грезы, но думайте больше о творчестве, чем о его результате. Подняться к Богу можно лишь одним путем, делая то же, что делает наш божественный мастер, творя...» А в картине «Автопортрет с желтым Христом» Гоген поместил себя между изображением Христа и фигуркой языческого божка (25). На основании этой картины и приведенной цитаты сформулируйте самоощущение художника. В какой роли он осознаёт себя в этом мире? Каковы, по его мнению, задачи искусства? Почему искусство это абстракция?
Поль Гоген. автопортрет с Желтым Христом. 1889–1890
5. Французский поэт XIX века Исидор Дюкас, писавший стихи под псевдонимом Лотреамон, утверждал, что «ничего нет более поэтичного, чем встреча зонтика и швейной машинки на операционном столе». Почему он так думал? Какое развитие получила эта мысль в живописи авангарда? 5. Французский поэт XIX века Исидор Дюкас, писавший стихи под псевдонимом Лотреамон, утверждал, что «ничего нет более поэтичного, чем встреча зонтика и швейной машинки на операционном столе». Почему он так думал? Какое развитие получила эта мысль в живописи авангарда?
26. Рене Магритт. Человеческое состояние Как Вы понимаете картину Магритта «Человеческое состояние» (26)?
7. В каких случаях метафора окна еще может считаться справедливой по отношению к авангардной картине, а в каких случаях она окончательно теряет свою силу? 8. Ханс Арп писал: «Эти работы являются конструкциями, созданными из линий, поверхностей, форм и красок, они пытаются выйти за пределы земного бытия и достичь бесконечности». Про какое направление живописи может идти речь? Почему работы «пытаются выйти за пределы земного бытия»? Какой «бесконечности» они могут «достичь»? 7. В каких случаях метафора окна еще может считаться справедливой по отношению к авангардной картине, а в каких случаях она окончательно теряет свою силу? 8. Ханс Арп писал: «Эти работы являются конструкциями, созданными из линий, поверхностей, форм и красок, они пытаются выйти за пределы земного бытия и достичь бесконечности». Про какое направление живописи может идти речь? Почему работы «пытаются выйти за пределы земного бытия»? Какой «бесконечности» они могут «достичь»?
Молодец! Прочти внимательно вопросы. Изучи конспекты лекций. Подумай. Запиши ответы. Кратко. Прочти внимательно вопросы. Изучи конспекты лекций. Подумай. Запиши ответы. Кратко.