Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к системе образования. Проблема воспитания духовности, нравственности, ценностных ориентиров каждого человека находят отражение в основополагающих документах, касающихся сферы образования : Законе Российской Федерации «Об образовании», «Национальной доктрине образования Российской Федерации» и Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на гг.» и её продолжение до 2010 г.
Краеведение - Это изучение природы родного края, его хозяйства, экологических проблем, особенностей населения, истории, культуры. «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную осёдлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушённое растение перекати-поле» Д.С. Лихачёв
Цели краеведческой работы: формирование у воспитанников целостного представления о родном крае; пробуждение в них любви к родной природе, к городу, в котором живем; помощь в осознании значения нашего маленького города в жизни большой страны, роли каждого жителя в жизни своего города, а, значит, и страны.
Основные задачи краеведческой работы: Формировать чувственное, эмоционально-действенное отношение к своему городу, через приобщение к природе, искусству, к прошлому и настоящему нашей малой Родины; Расширять представления детей о достопримечательностях Усть-Катава и его окрестностей; Формировать у детей чувство принадлежности к определенной культуре, уважение к культурам других народов, проживающих в Усть-Катаве, готовность понимать и принимать систему иных ценностей; Воспитывать в детях чувство достоинства, гордости за свою семью, народ, город, край, страну; Воспитывать осознанно-бережное, экологически- целесообразное отношение к человеку, к растению, к неживой природе, к миру, созданному трудом человека в родном крае.
Система педагогического взаимодействия в краеведческой работе с дошкольниками. Краеведение Совместная деятельность Организованная деятельность Самостоятельная деятельность
Совместная деятельность детей и педагога: Эстетическое развитие ребёнка; Развитие чувств и эмоций; Нравственное воспитание; Развитие всех психических процессов; Трудовое воспитание Организованная деятельность: Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие
Приоритетность регионального культурного наследия; Интегративность знаний; Диалогичность; Гуманизация педагогического процесса; Развитие ребёнка в деятельности; Опора на эмоционально-чувственную сферу ребёнка.
Наша малая Родина – Усть-Катав Наш горный край Прошлое и настоящее города Сказы земли Уральской
Формирование краеведческих представлений происходит в различных видах деятельности: Познавательная; Игровая; Поисково-экспериментальная; Трудовая; Театрализованная;
1. Перспективное тематическое планирование по краеведческой работе с дошкольниками; 2. Работа с родителями; 3. Создание предметно-развивающей среды.
Цель: Решает задачи ознакомления детей с природой родного края, с особенностями растительного и животного мира, её сезонного состояния; Создает условия для экспериментально-опытной работы Воспитывает чувственно-действенное отношение к родной природе.
Цель: научить ребёнка понимать, что у людей, у вещей и у города есть своя история; приобщать детей к прошлому и настоящему родного края, быту, традициям, культуре людей, его населяющих; развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия разных эпох и народов. Задача: построение диалогического взаимодействия педагога и ребенка в краеведческой среде; способствование развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности.
Принцип построения взаимодействия с семьёй: Родители не только помощники детского сада, а равноправные участники формирования личности ребёнка. Формы работы с семьёй: Тематические родительские собрания; Тематические беседы, консультации, папки-передвижки; Открытые занятия; Совместные праздники, выставки, целевые прогулки.
Экскурсии в природу, по городу; Наблюдения; Беседы; Занятия; Праздники, развлечения.
Экскурсии по городу; Знакомство с городом по фотографиям, иллюстрациям, художественной литературе; Знакомство с трудом горожан.