ЕГЭ 2013 По мотивам методических рекомендаций ФИПИ на основе анализа типичных затруднений выпускников при выполнении заданий ЕГЭ 2013 ИМЦ «Екатеринбургский Дом учителя» Ассоциация учителей информатики Екатеринбурга Семинар-практикум «Методические аспекты подготовки учащихся к ЕГЭ» декабрь февраль 2014 Неуймина Н.Г.
Цели экзамена «При подготовке выпускников к единому государственному экзамену учителям следует подробнее объяснять учащимся цели этого испытания и структуру экзаменационной работы. Так как экзамен используется и для оценки уровня усвоения образовательной программы, и для ранжирования подготовки абитуриентов к продолжению обучения на профильных специальностях вузов.» Для проверки глубины освоения материала в ЕГЭ есть задания (А1, А3, А8, В4, В5, В9, В13, В14, В15), решение которых, основанного на понимании особенностей задачи, существенно проще решения, основанного на прямом применении заученных формул. «Следует понимать, что требования учреждений высшего профессионального образования к подготовке абитуриентов профильных специальностей предполагают уровень подготовки, соответствующий профильному курсу информатики и ИКТ, поэтому выпускникам с базовой подготовкой не следует рассчитывать на высокий результат ЕГЭ. Задания базового уровня обеспечивают экзаменуемому максимум 15 первичных баллов, что соответствует «удовлетворительному» уровню, недостаточному для продолжения образования на профильной специальности.»
Содержание экзаменационной работы определялось на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, базовый и профильный уровень (Приказ Минобразования России No 1089 от г.) экзаменационная работа ЕГЭ 2013 года по информатике содержала 32 задания и состояла из трёх частей в первой части (А) содержалось 13 заданий с выбором ответа (выбор одного правильного ответа из четырех предложенных) в части (B) были собраны 15 заданий, требующие самостоятельного формулирования краткого ответа в виде последовательности символов часть (С) содержала 4 задания, требующие записи развернутого ответа на специальном бланке ответа в произвольной форме общее время, отводимое на выполнение работы, составляло 235 минут, из которых 1,5 часа рекомендовалось потратить на решение заданий первой и второй части, а оставшиеся 145 минут – на задания с развернутым ответом
Структура экзаменационной работы Задания Базовый уровень ориентированы на проверку знаний и умений инвариантной составляющей курса информатики, преподающегося в классах и учебных заведениях всех профилей 15 заданий, 37,5 % первичных баллов Повышенный уровень проверяют освоение содержания профильного уровня стандарта 2004 г. по информатике и ориентированы на оценку подготовки выпускников, изучавших предмет по углубленной программе 13 заданий, 37,5 % первичных баллов Высокий уровень Позволяют выделить выпускников, ориентированных на получение высшего профессионального образования в областях, связанных с информатикой и компьютерной техникой 4 задания, 25 % первичного балла
Преемственность КИМ В КИМ ЕГЭ по информатике в 2013 г. была соблюдена преемственность с КИМ 2012 г. Изменения касаются только заданий B6, B13 и C3: Задание B6 КИМ ЕГЭ 2013 г. проверяет владение экзаменуемыми понятия рекурсии и связанных с ним умений и навыков. Задание B13, сохраняя тематику 2012 г. (проверяется умение анализировать результат исполнения алгоритма), по содержанию соответствует заданию C3 из КИМ 2012 г. задание C3 из КИМ 2013 г., как и аналогичное задание КИМ 2011 г., посвящено анализу выигрышных стратегий в детерминированных играх двух лиц с полной информацией
Соответствие между заданиями группы B в КИМ 2014, 2013 и 2012 гг. Задание КИМ ЕГЭ 2013 г. В1В2В3В4В5В6В7В8В9В10В11В12В13В14В15 Задание КИМ ЕГЭ 2012 г. В27В6В5В4В3 нетВ8В7В9В10В11В12С3В14В15 Задание КИМ ЕГЭ 2014 г. Полностью соответствует КИМ 2013 г. Порядок следования заданий в части B изменен в связи с необходимостью более точно следовать принципу последовательного увеличения сложности заданий
Распределение заданий КИМ 2014 по разделам содержания
Ресурсы, которые полезно использовать при подготовке к ЕГЭ ресурс К.Ю.Полякова (разделы и ресурс (раздел специализированный ресурс по информатике и математике
Наиболее сложные задания По опыту единого государственного экзамена 2012 – 2013 годов, наибольшее затруднение вызывают задания: А10, B13, B14, B15
Методические проблемы В анкетировании приняли участие 63 педагога
Часть А отметили Уровень сложности Проверяемые элементы содержания А1 00%базовый А2 00%базовый А3 1210%базовый Умение строить таблицы истинности и логические схемы А4 00%базовый А5 22%базовый А6 43%базовый А7 11%базовый А8 1412%базовый Знание технологии обработки звука А9 76%базовый Умение кодировать и декодировать информацию А %повышенный Знание основных понятий и законов матлогики А11 43%повышенный А %повышенный Работа с массивами (считывание, заполнение, поиск, сортировка, массовые операции и др.) А %повышенный Умение исполнить алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд
Часть В Отметили Уровень сложности Проверяемые элементы содержания В111%базовый В221%базовый В300%базовый В443%базовый В511%базовый В61410%базовый Умение исполнить рекурсивный алгоритм В700%базовый В800%повышенный В900%повышенный В1032%повышенный В1153%повышенный В1232%повышенный В13139%повышенный Умение анализировать результат исполнения алгоритма В142618%повышенный Умение анализировать программу, использующую процедуры и функции В154531%высокий Умение строить и преобразовывать логические выражения
Часть С Отметили Уровень сложности Проверяемые элементы содержания С11719%повышенный Умение прочесть фрагмент программы на языке программирования и исправить допущенные ошибки С256%высокий Умение написать короткую (10–15 строк) простую программу (например, обработки массива) на языке программирования или записать алгоритм на естественном языке С33640%высокий Умение построить дерево игры по заданному алгоритму и обосновать выигрышную стратегию С43135%высокий Умение создавать собственные программы (30–50 строк) для решения задач средней сложности